Как сообщила сегодня министр имущественных и земельных отношений Бурятии Маргарита Магомедова, согласие выделить свои земли для включения их в границы Улан-Удэ дал Заиграевский район. Правда, произошло это ещё при прежнем главе Надежде Блиновской, которая проиграла сентябрьские выборы Александру Бурлакову.
Заиграевский район готов передать столице два сельских поселения – Дабата и Эрхирик.
- Сегодня письма направлены в Улан-Удэ, поскольку и от них должно быть согласие. Сейчас они, видимо, изучают ситуацию. После этого процедура передачи будет запущена, - сообщила Маргарита Магомедова.
Вопрос расширения границ Улан-Удэ рассматривается минимуществом с 2011 года. Однако к настоящему времени реальных подвижек так и не произошло, а районные и городские власти не раз обменивались по этому поводу колкостями. Улан-Удэ, в частности, не устраивали предлагаемые районами земли, а сами сельские поселения не стремились вливаться в границы города.
Последний факт связан в том числе с противодействием сельских глав, которым будет значительно урезана зарплата. Кроме того, с уменьшением финансовых субсидий из республиканского и федерального бюджета столкнутся сами районы. Ведь объём выделяемых средств зависит от численности населения, которая после передачи городу сократится. Потеряют свою 25-процентную «сельскую» надбавку и работники сферы образования.
Однако, как подчеркнула Маргарита Магомедова, работа по расширению границ Улан-Удэ должна быть завершена: «Работа проводится. К этому вопросу подключился комитет территориального развития администрации главы и правительства. Поэтому мы надеемся, что всё-таки эту работу проведём».
Тему увеличения Улан-Удэ впервые озвучил ещё в 2010 году глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Тогда он заявил: «Улан-Удэ задохнулся в своих границах». Основной целью расширения границ называлась борьба с точечными застройками и уплотнением города, а конечным итогом – увеличение численности улан-удэнцев до 700 тысяч человек.
Сейчас угол, под которым рассматривается расширение границ, изменился. О почти двойном росте числа горожан власти больше не заявляют: земля нужна прежде всего для того, чтобы выполнить «майские указы» президента Путина. Конкретно – о расселении жильцов аварийных домов и обеспечением жильём многодетных семей. Кроме того, имеется и республиканский закон о предоставлении бесплатных земельных участков и 300 кубов леса.
Между тем земли в Улан-Удэ катастрофически не хватает. К концу 2012 года администрация и вовсе перестала выделять землю. Позже для выполнения путинского указа участки были экстренно найдены – на самой окраине, вроде 122, 123 кварталов, а также на втором километре Спиртзаводском трассе. Однако проблема нехватки земли всё ещё остаётся крайне острой.
По планам правительства, свои земли должны отдать все приграничные районы – Иволгинский, Заиграевский, Тарбагатайский. В 2012 году даже была разработана концепция расширения с конкретными населёнными пунктами по каждому району. Так, у Иволгинского района предлагалось забрать территорию вплоть до села Тапхар. В заиграевском направлении – до посёлка Дабатуй, а в Тарбагайском районе до села Вахмистрово.
Однако, как выяснилось сегодня, работа идёт крайне сложно, раз имеется лишь предварительное согласие Заиграевского района.
При этом имеется также решение поселения Сотниково о том, что они тоже согласны войти в черту города. Однако его Улан-Удэ вряд ли когда-нибудь поддержит. Городские власти не раз подчёркивали, что не намерены брать на себя инфраструктурные, коммунальные и транспортные проблемы застроенных населённых пунктов.
- Пример – Сотниково, жители которого решили, что хотят быть горожанами. Но нам-то как? Если бы свободные земли были, ещё можно было бы их взять. А так нет земли, а мы должны принимать пять тысяч жителей и решать их проблемы – дороги, телефонизацию, детский сад, поликлинику, - говорил, в частности, прежний мэр Геннадий Айдаев.
Светлана Инкеева, «Байкал-Daily»