Спустя почти три недели после форс-мажора в мэрии Улан-Удэ стараются отнестись к ситуации спокойно. В частности ответственные лица заявляют:
- Одно предприятию должно другому несколько десятков миллионов рублей – это понятно. Но в течение всего 2013 года Улан-Удэнский авиазавод не принимал должных мер по урегулированию спора в судебном порядке. Вместо этого, под самый Новый год предприятие, рискуя здоровьем жителей Улан-Удэ и собственных сотрудников, отключает водоснабжение части города. Это могло привести к технологической и экологической катастрофам. Мы не можем понять действий и логику менеджмента завода.
Напомним, что хронология событий едва не приведшей к технологическому коллапсу с угрозой для жизней десятков тысяч улан-удэнцев была стремительной.
20 декабря 2013 года «Улан-Удэнский авиационный завод» направил в адрес Администрации города и компании «БКС» письмо с сообщением о имеющейся задолженности последних в адрес завода на сумму 28 миллионов рублей. Предприятие дало «БКС» пять дней на выплату всего долга, в ином случае «будет введено ограничение на отпуск питьевой воды и прием стоков». Так устроено технологически с советских времен – водоснабжение поселка Загорск идет с территории Авиазавода.
Как теперь поясняет мэрия, далее в установленный авиазаводом срок две компании при посредничестве администрации Улан-Удэ не смогли договориться. «БКС» предлагал реструктуризировать долг в течение всего 2014 года, но авиазавод настаивал на выплате денег срочно.
Далее официальная хроника. 26 декабря 10 утра в мэрию Улан-Удэ пришли одновременно два сообщения. Сначала «БКС» известил о резком снижении уровня воды в резервуарах-накопителях. Подача воды от авиазавода снизилась до 235 кубометров в час, при плановой цифре 450. Именно их этих баков вода поступает жителям мкрн Загорск. Вторая информация была от ТГК-14: «Снижение давления холодной воды на двух котельных «Загорск» и «Ростелеком», причем в последнем случае вода банально перестала подаваться. ТГК-14 информирует о возможном ограничении горячего водоснабжения и угрозе размораживании системы горячего водоснабжения части Улан-Удэ.
Дальше все шло по нарастающей. Через 40 минут запасы холодной воды снижаются до критической отметки, «происходит отключение насосов на станции 3-го водоподъема». Также прекращается подача холодной воды на две вышеуказанные котельные. Во избежание размораживания всей системы, ТГК-14 принимает решение отключить теплоснабжение для 296 жилых домов, пяти школ, семи детсадов, больницы и поликлиники, находящихся на территории Улан-Удэ.
Как объясняет мэрия, «эксперты» в некоторых СМИ могут говорить что угодно про незначительность ограничений водоснабжения авиазавода, но вот только факты: из-за финансового спора между двумя компаниями, отключенными в середине зимы от тепла и холодной воды, оказались в частности 220 больных городской больницы № 4, из них четверо лежали в реанимации, трое - на искусственной вентиляции легких. Также 85 детей Детского дома «Малышок» с предполагаемым местом эвакуации в реабилитационный центр «Светлый». Школа-интернат для слабовидящих № 62 с 36 ребятишками. Общежитие У-УИПК – 300 человек. Все вышеперечисленные объекты были с круглосуточным пребыванием людей. Всего под угрозой разморозки теплотрасс и без холодной воды находились свыше 32 тысяч улан-удэнцев.
В известность ставятся глава Бурятии, правительство Бурятии, Министерство ГО и ЧС по Бурятии, прокурор Железнодорожного района Улан-Удэ и прокурор Бурятии. Далее в 16 часов того же 26 декабря проходит заседание в мэрии Улан-Удэ, на котором делается попытка убедить авиазавод в необходимости решать проблемы со своими партнерами в судах, а не методом отключения жителей Улан-Удэ от тепла и воды в 20-градусные морозы.
Пока уговаривают Авиазавод нормализовать ситуацию, на территории Загорска начинают происходить коммунальные аварии. По официальной информации, приходящей в оперативные штабы, размораживаются 14 водоколонок, которые обеспечивали частный жилой сектор холодной водой. Происходит авария в детском доме «Малышок», в коттеджном микрорайоне по ул. Королева, 77 (лопнула задвижка в колодце). Там ведутся аварийные работы.
Ближе к вечеру того же 26 декабря покуратура Железнодорожного района выдает Представление об устранении федерального законодательства в адрес и.о. управляющего директора Авиазавода Соломина. Топ-менеджеру в условиях форс-мажора объясняют: «Действия ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» могут привести к срыву отопительного сезона, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга потребителей. Статьей 215.1 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное отключение от источников жизнеобеспечения”. Прокурор района официально требует: «Устранить выявленные нарушения закона (возобновить подачу холодного водоснабжения и прием сточных вод). Решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности». Доложить об исправлении ситуации требуется не позднее 10 утра 27 декабря.
Вроде бы подействовало. По официальной информации в 16:50 минут 26 декабря авиазавод возобновляет подачу холодной воды на котельные Загорска. В 17:40 водоснабжение восстанавливается в полном объеме. Казалось бы в течение дня силами мэрии и прокуратуры ситуация нормализована.
Но вновь официальное: «В 19:30 диспетчеру ООО «БКС» поступила телефонограмма от ОАО «У-УАЗ» о повторном введении ограничения». Следующее утро Загорск встретил с подачей холодной воды в 340 кубометров в час вместо 450. Авиазавод жил по своим законам.
В 11 часов утра 27 декабря комиссией по чрезвычайным ситуациям мэрии Улан-Удэ принимается решение о введении режима повышенной готовности. Логично, потому что уже в 12 часов 20 минут ТГК-14 в связи с нехваткой воды вновь отключает две котельные Загорска.
Далее о прожитых еще нескольких часах Загорска 27 декабря из документов: “Ситуация с отключениями повторилась. Постоянные включения и выключения отрицательно сказываются на целостности трубопроводов, износ которых составляет 70-80 процентов в связи с чем возникла вероятность повреждения сете тепло- и водоснабжения. Может последовать эвакуация населения».
В 15 часов вновь собирается комиссия по ЧС в мэрии, где принимается решение о введение режима «Чрезвычайной ситуации» и разработки мероприятий для эвакуации. По плану эвакуации населения Загорска в общежития ВУЗов и ССУЗов могли переехать 3090 человек, школы района - 1820 человек, в дома отдыха на Верхней Березовке - 177 человек. В первую очередь - из объектов с круглосуточным пребыванием людей.
Город живет уже с планом эвакуации на руках. В это время Железнодорожный суд Улан-Удэ постановляет: «Запретить ОАО “Улан-Удэнский авиационный завод” вводить ограничения холодного водоснабжения…».
В Загорске в жилом секторе накаляется обстановка. За время ограничений в мэрию поступают 225 жалоб от населения из них 124 по холодному водоснабжению и 101 по горячему и теплу. В поселок Загорск переводятся дополнительные силы по контролю за правопорядком на улицах. Ситуация в течение полутора суток походила на военную
И только вечером 27 декабря, когда менеджменту авиазавода объяснили последствия и судебные вплоть до уголовного преследования, отпуск холодной воды стал стабилизироваться. И последнее официальное: «К 19:30, по информации ТГК-14, котельные вышли на штатный режим работы. В связи со снятием ограничения на подачу холодного водоснабжения с 9:30 28.12.2013 снят режим «Чрезвычайная ситуация».
Как поясняет представители мэрии Улан-Удэ неофициально: «Заложниками предновогоднего конфликта двух компаний стали обычные ни в чем не повинные жители. Более того, пациенты больниц, люди, лежавшие в реанимациях, а также дети в детском доме, в коррекционной школе. Более 32 тысяч человек жителей Загорска стали заложниками юридических претензий одного предприятия к другому. Вместо того чтобы решать споры в судах, авиазавод по своему разумению начал дергать рубильник, который обеспечивает жителей Улан-Удэ, самих же заводчан, теплом и водой. Особый цинизм действиям менеджеров придает тот факт, что ограничения ввелись перед самым Новым годом и в зимнее время. Причем сами менеджеры и юристы достаточно знают законы, чтобы сообразить, реакция и силовых органов и судов будет однозначной. Тем не менее, они зачем-то решились на такой поступок. Добавим, что действия мэрии и других структур по нормализации ситуации были поддержаны решениями прокуратуры и суда».