Напомним, пятого декабря на очередной сессии Народного Хурала Бурятии будет рассмотрен республиканский закон об образовании. Он обсуждается уже не первый год, отметил сегодня на общественных слушаниях министр образования Алдар Дамдинов, и уже прошёл через общественное обсуждение в начале года.
Законопроект должны были рассмотреть на прошлой сессии парламента, но он был отозван правительством – как стало известно позже, из-за разногласий по вопросу изучения бурятского языка в школах. В марте республиканский закон предполагал обязательное его изучение, в октябре – обязательное, но лишь по программе начального образования, и, по данным на сегодня – изучение в соответствии с ФГОС. «Вопрос преподавания и изучения бурятского языка в школах развивался по регрессивному сценарию», - резюмировали участники.
Алдар Дамдинов рассказал, под воздействием чего менялся закон.
- Мы пробовали поставить обязательность изучения, но есть жесткие замечания и правового управления, и прокуратуры, - обязать мы не можем. Есть конституция и закон о языках, где говорится о добровольном изучении государственного языка, - заявил он. Отметим,
Он добавил, что письмами его заваливают как сторонники обязательного изучения бурятского языка, так и его противники.
Между тем, практически все выступающие – учителя, преподаватели, ученые, сегодня высказались за то, чтобы сделать изучение бурятского языка в школах обязательным. В ход шли самые разные факты, например, то, что число пишущих на бурятском сокращается двойными темпами. Неоднократно указывали на Конституцию, которая определяет язык как государственный, и должен изучаться наравне с русским.
- Давайте менять Конституцию! – предложила в ходе дискуссии с Алдаром Дамдиновым одна из участниц слушаний. Министр, впрочем, ответил, что это «вопрос не этого мероприятия».
- Государственный язык – это такой же символ республики, как, например, герб, флаг, - заявила замдиректора восточного института БГУ Гарма-Ханда Гунжитова. – А вопрос изучения бурятского языка мы рассматриваем «на усмотрение». Это все равно, как если бы мы сказали – герб Бурятии будет чуть поменьше российского герба, а флаг пусть будет пониже.
Участники обратили внимание и на то, что при изучении бурятского языка не обращают внимания на воспитание в детских садах. «Все родители рассказывают, что ребенок говорил на бурятском с двух лет, потом пошел в садик, и теперь, к шестилетнему возрасту, уже забыл его», - рассказал директор национального лицея-интерната №1 Баир Жалсанов. Он предложил создавать образовательные комплексы – сад-школа.
- Таких учреждений должно быть достаточно, - подчеркнул директор.
Добавим, рекомендации палаты коснулись ещё нескольких аспектов. Это установление предельного размера доли родительской платы за уход и присмотр детей, введение нормы, обеспечивающей строительство новых школ, и разработка программы по привлечению молодых учителей в сельские школы.
Понятно, что в эту редакцию закона рекомендации не войдут.
- Закон – это не незыблемый документ, а рабочий, в него всегда можно внести изменения, - заявил Алдар Дамдинов. – Те предложения, которые сегодня озвучиваются, будут как рабочий материал для последующей работы.
Он допустил, что во время обсуждения законопроекта на сессии «возможна дискуссия».
Татьяна Хандажапова, «Байкал-Daily»