Глава Бурятии наделил Тулохонова полномочиями сенатора четвёртого апреля. С этого времени новоиспечённый член СФ побывал на своём первом пленарном заседании. Определился Тулохонов и с рабочим комитетом: выбор пал на комитет по науке, образованию, культуре и информационной политике.
Сейчас сенатор вернулся в Улан-Удэ, чтобы принять участие в очередной сессии Народного Хурала 25 апреля. Она должна снять с него полномочия депутата Бурятии, после чего Тулохонов вернётся в Москву.
«Москва обвинила нас в сепаратизме»
Свою деятельность в Совете Федерации сенатор хоть и начал недавно, но развернул уже достаточно бурно. Уже сейчас Тулохонов поставил перед собой несколько задач; интересно, что все они значительно отличаются от приоритетов прежнего сенатора Малкина. По мнению Тулохонова, его предшественник занимался в основном практическим решением финансовых проблем, вроде строительства домов культуры и пр. Сам Тулохонов намерен посвятить себя исключительно законодательной работе.
Речь прежде всего идёт о трёх федеральных целевых программах – по охране озера Байкал, только что утверждённой программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона, а также по развитию особых экономических зон туристского типа.
- Три территории Байкальского региона должны работать вместе. По одному ходить в Москве – не тот эффект. В прошлом году даже был прецедент, когда иркутяне получили 100 миллионов на Байкал, но не смогли их освоить. И пользуясь личными контактами с губернатором Иркутской области Ерощенко, новым губернатором Забайкальского края, я хотел бы восстановить работу Байкальского парламента, - заявил Арнольд Тулохонов.
Теперь, в новом статусе, он обещал уделить больше внимания разработанному законопроекту о приграничных территориях. Бурятии документ касается напрямую, так как в случае принятия сулит ряд экономических послаблений.
- Посмотрите на Маньчжурию и другие приграничные территории Китая – за последние 20 лет они сделали огромный скачок. А всё потому, что имеют самостоятельность в решении внешнеэкономических связей. Мы без разрешения Москвы даже гвоздь не можем вывезти за границу, - возмущается сенатор.
По его мнению, именно приграничная территория вместе с Байкалом являются двумя преимуществами Бурятии. Тулохонов даже специальный термин использует: «приграничная рента». Рента – по его словам, - это то, что дано территории природой (вроде «нефтяной ренты» в Ханты-Мансийске или «энергетической» в Иркутской области).
- В этом законе о приграничных территориях, который я видел ещё в 2004 году, всё это прописано. Но Москва обвинила нас в сепаратизме. А смысл в том, что всю азиатскую часть России поднять одновременно невозможно. Я, наверное, использую сейчас не очень хорошую фразу, но Бурятия – это лицо России, а не её зад, - заявил Тулохонов. – А лицо должно быть достойным великой страны. Поэтому я предлагаю этим законом, если его удастся пробить, создать приоритет не Бурятии, а всем приграничным территориям от Дальнего Востока до Горного Алтая.
Периферия для бедных
12 триллионов рублей, только по первоначальным расчётам, понадобится для выполнения закона «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона». Однако пока власти России остановились на цифре в три триллиона.
- В законе прописаны некие механизмы: особые налоговые режимы, особенности бюджетных отношений, особенности создания и функционирования особых экономических зон, государственно-частное партнёрство, особенности ценовой и тарифной политики. Если этим законы будут приняты, нам будет значительно легче, - пояснил Арнольд Тулохонов.
Пока же на дальневосточной территории складывается очень тяжёлая ситуация: за две переписи населения здесь уменьшилось уже на четверть.
- Если так дальше будет продолжаться, то Россия скоро превратится в Московскую Русь. Я так говорил в Совете Федерации пять лет назад. И все захлопали, - вспомнил сенатор.
По его словам, немалую роль в оттоке населения сыграло ЕГЭ: «Раньше убегала работающая, а сегодня учащаяся молодёжь». К слову, одной из своей задач сенатор назвал сегодня «борьбу с Ливановым». Таким образом, впрочем, сенатор лишь подтвердил, что следует за общей тенденцией: не так давно за отставку министра образования Дмитрия Ливанова начал собирать подписи «Общероссийский народный фронт» вместе с депутатами Госдумы всех фракций.
- На периферии останутся либо бедные, либо те, кто плохо учатся. Идёт сознательное вымывание периферии, - заявил Арнольд Тулохонов. – Вот и с Вячеславом Владимировичем мы спорили в первые годы, когда он сказал: «Давайте Улан-Удэ делать 700-тысячным городом». Я сказал: «Вы, что, хотите остаться без деревни?». У иркутян был губернатором Тишанин, предлагал делать миллионный город. Я сказал: «Вы хотите остаться без Усть-Орды? А что кушать будете?» Подействовало, отказались.
Спасибо Навальному
Арнольд Тулохонов, хоть и является членом «Единой России», не раз публично критиковал её и своих коллег по партийному билету (к примеру, он был единственным, кто выступил с критикой Вячеслава Наговицына во время переизбрания его главой Бурятии). Сегодня Тулохонов вновь не обошёлся без камня в огород «Единой России».
- Главная беда нашей власти – у нас нет профессионалов. Чтобы меня ни в чём не обвинили, их скажем так, мало, - поправился сенатор. – Ни в правительстве, ни в Народном Хурале, ни в правительстве Москвы, ни в верхних эшелонах власти. Сегодня во власть идут люди, которые даже высшего образования не имеют. По каким-то каналам получают эту власть: сын Жириновского или сын Гудкова.
Покритиковал он и формируемые для участия в выборах партийные списки. И, более того, заявил, что остаётся в душе коммунистом.
На вопрос, почему же он в таком случае остаётся единороссом, сенатор ответил, что программы у крупнейших партий одинаковые, а потому и смысла менять партбилет нет.
- Все четыре программы написаны под копирку. Вопрос в том, каким образом ты будешь достигать цели. Поэтому если ты хочешь пробить свой закон, надо кооперироваться. Неважно, в какой ты партии, важно, какое ты дело делаешь. Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей.
А вот к известному оппозиционеру Навальному сенатор, как выяснилось, относится настороженно. «Я же не знаю, сколько он получил денег из-за рубежа». Впрочем, именно благодарю блогеру и его разоблачению Малкина Тулохонов оказался в кресле сенатора.
- Ну, что, теперь спасибо ему сказать? – удивился он.
«БЦБК содержать не надо»
Что касается туризма, то он, по мнению Тулохонову, не сможет стать двигателем экономики Бурятии. Широко известно его высказывание о том, что местное население «не будет стирать носки за приезжими гостями».
- В Турке они до сих пор говорят, что обслуживать туристов не будут. И как их сломать, не знаю, - отметил Тулохонов. – Второй вопрос – гостиницы. Так же нельзя: у нас цена койки на Байкале дороже, чем в Сочи. А в Сочи дороже, чем в Европе. У нас в Истомино пустая койка стоит тысячу рублей.
В то же время, по словам сенатора, население Байкальска сможет выжить при закрытии БЦБК. «Летом они зарабатывают клубникой, зимой – обслуживая горнолыжников».
- Я видел, когда койка стоит 1,5 тысячи, а дом – 15 тысяч, - заключил Арнольд Тулохонов.