Целесообразность такого проекта городская администрация доказывала много лет, но ранее либо из-за отсутствия денег, либо ввиду неочевидности его преимуществ строительство откладывалось. В этом году проект вошел-таки в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Общая стоимость моста равна двум с половиной миллиарда рублей, а работы по его возведению начнутся в 2014 году.
Первоначально предполагалось, что мост будет вантовым, и тогда, скорее всего, он стал бы одной из главных красот города, представляя собой красивую панораму. Но в итоге специалисты пришли к выводу, что вантовый мост будет слишком накладен и сложен в эксплуатации в условиях сибирских холодов, и остановились на более традиционном варианте. Да и дорогой он слишком.
Поэтому внешний вид моста будет традиционным для Бурятии: с двумя массивными бетонными опорами. В проекте моста шесть полос движения, а его общая ширина составит более двадцати пяти метров, при длине в двести двадцать. Большую трудность, помимо моста через саму реку, представляет Транссибирская магистраль, которую нужно пересечь. Проектировщик в итоге остановился на строительстве тоннеля под железной дорогой. Здесь же будет развязка с возможностью выезда на 3-ю Транспортную улицу.
Трамвай не пустят
К большому сожалению, в конечном итоге было решено отказаться от размещения на нем трамвайных полос. Ранние варианты предусматривали резервирование полосы шириной в 7,5 метра под перспективное строительство трамвайного пути. Это могло бы стать серьезным импульсом для дальнейшего развития трамвая, поэтому легко представить, каким ударом его отсутствие обернется для электрического транспорта Улан-Удэ.
По мнению директора МУП «Управление трамвая» Николая Хонгорова, трамвайная ветка по новому мосту была бы идеальна для маневренности: «Конечно, я понимаю, накладно там и тому подобное. Но городской электрический транспорт всегда был накладен. Это очень печально, что трамвайные пути убрали».
Большая часть транзитных пассажиров из Железнодорожного в Октябрьский район предпочтут воспользоваться новым мостом, т.к. это и быстрее, и удобнее, соответственно, откажутся от использования трамвая. «Откуда у нас будет маневренность, кому охота будет на Кирзавод ехать через тот или иной (старый) мост? Мы потеряем большую группу пассажиров. Все в помощь маршрутчикам. А трамвай опять проиграет. После этого какая конкуренция может быть?» - сказал директор МУП «Управление трамвая».
Нужны новые дороги
По мнению начальника производственно-технического отдела Улан-Удэстройзаказчика Олега Асеева, мост будет способен в перспективе разгрузить два старых моста через Уду почти наполовину. Пропускная способность его составит четыре с половиной тысячи автомашин в час. Действительно ли это так, покажет время, но уже сегодня видны слабые места проекта. Главная беда состоит в том, что новый мост, спускаясь с благополучных высот улиц Сахьяновой и Ключевской, упирается в необустроенную дорожную сеть Кирзавода.
Напомним, сам мост планируется сделать шестиполосным, но в конце он упирается в двухполосное движение на улице Шаляпина. Расширение этой улицы в сторону проспекта Автомобилистов до четырех полос планируется, но в отдаленной перспективе. Другое же направление в сторону читинского переезда по 3-й Транспортной улице расширять не планируется. Соответственно, до расширения улицы Шаляпина мост вряд ли физически сможет обеспечить проектную пропускную способность.
Съезд с моста непосредственно в Советский район, на Батарейку, пока не планируется, но опять же в дальнейшем он может появиться. Выезд на проспект Автомобилистов останется в прежнем виде, хотя он и представляет большие трудности для водителей, особенно при интенсификации движения. Здесь также в перспективе, по мнению специалистов, может понадобиться развязка.
Таким образом, после строительства нового моста потребуется еще более грандиозное расширение дорожной сети. Иначе от моста будет мало толку.
Успеют ли спекулянты?
С началом строительства придется снести два дома в Октябрьском районе на улице Радиостанция, что, учитывая масштабы нового моста, представляется минимальным ущербом. Впрочем, наиболее ушлые жители Улан-Удэ наверняка попытаются сейчас скупить квартиры в подлежащих сносу домах, чтобы затем хорошенько поторговаться за них с властями. Наверное, мэрии следует уже сейчас озаботиться вопросом с расселением людей, живущих на территории будущего строительства, чтобы предотвратить ситуации, подобные долгим судебным тяжбам вокруг возведения развязки на улице Трубачеева.
На противоположном берегу, в Железнодорожном районе новый мост затронет территории МУП «Водоканал». Большая же часть земель, на которых будет вестись строительство моста, представляет городскую собственность, так что сложностей возникнуть не должно.
Объект планируется ввести в строй в юбилейном для столицы Бурятии 2016 году. И, несмотря на все его недостатки, с началом эксплуатации моста можно ожидать временного облегчения ситуации с пробками на «Элеваторе» и проспекте Автомобилистов. Для чего, собственно, мост и планировался, сообщает «Номер один».