Сегодня мэр города собрал пресс-конференцию, посвящённую потасовке в своём кабинете с журналистами «России 24». Напомним, конфликт вышел на всероссийский уровень, им заинтересовалась федеральная власть, а обе стороны, обвиняя друг друга в рукоприкладстве, подали заявления с просьбами возбудить уголовные дела.
С первых минут пресс-конференции Александр Голков заявил, что это была провокация со стороны ему известных лиц. В доказательство были приведены видеозаписи с камер наблюдения, как в приёмной, так и внутри кабинета мэра, а также видео с камеры самого оператора федерального телеканала. Ролики были без звука, поэтому Голков комментировал самостоятельно.
- Люди заходят, не представляются. Сразу приступили к чему-то наподобие допроса. Зашёл представитель охраны, я его попросил удалиться. Этот товарищ в синей куртке (журналист «России 24» Артём Кол – ред.), пытается вызвать меня на эмоциональный всплеск и ответные действия, препятствует мне выход из кабинета, не выпускает. Вся наша беседа проходит в крайне агрессивной форме, я пытаюсь ничего не говорить. И снова меня не выпускают из кабинета, провоцируют на конфликт, - рассказывает мэр.
видео "Номер один"
После чего журналистам показывают видео, снятое с камеры оператора ВГТРК. Там отчётливо слышно, что журналист федерального канала повышает голос, требуя от мэра адрес сайта, где опубликован документ о премировании мэра. Но ответной реакции нет.
- После того, как им не удалась провокация, в тамбуре, когда я выхожу, этот господин в синей куртке, пытаясь задержать, наносит мне удар сзади по голове, - поясняет Голков.
По словам мэра, конфликта можно было бы избежать, если бы журналисты изначально сделали запрос информации в управление по информационной политике Улан-Удэ. Об их визите мэр ничего не знал, при этом готовился идти на совещание по отопительному сезону.
- Совещание было сорвано, меня заблокировали в кабинете и провоцировали неизвестные мне люди. Случай неординарный, когда люди не уведомляют, мы даже не знаем, кто заходит. С таким же успехом могли бы зайти шахиды, люди с какими-то наклонностями, к сожалению, у нас тоже есть повод сделать определённые выводы.
Выводами, возможно, станет смена охраны, и принятие дополнительных мер по контролю пропуска в здание людей. Однако, к провокации всё же готовились – за два часа до инцидента было проведено совещание чиновников, где поступила информация о её возможности. Поэтому было решено установить в кабинетах видеонаблюдение.
Как признаётся мэр, после этой «встречи» с журналистами ВГТРК у него резко подскочило давление, коллеги вынуждены были вызвать скорую. Кроме того, мэр написал заявление в полицию по факту нанесения побоев. О том, специально ли Артём Кол ударил градоначальника микрофоном или нет – пока остаётся гадать.
- На мой взгляд, удар микрофоном был одним из элементов провокации, чтобы я каким-то образом ответил, - заявил Александр Голков. – Кстати, забыл сказать - есть статья 318 УК РФ, то есть применение насилия в отношение представителя власти. Поэтому, такие вещи недопустимы.
Помимо этого, администрация города обратилась в ФСБ, прокуратуру и другие органы. Сразу после инцидента мэр лично звонил руководству всероссийской Гостелерадиокомпании, чтобы узнать, зачем журналисты телеканала приходили к нему. И обратился к директору ГТРК «Бурятия».
- Я после этой встречи звонил руководству ВГТРК, они ничего не знают об этом визите. Их приглашал сюда ОНФ, но по совершенно другому вопросу, связанному с ВИП-пенсионерами, - рассказал Александр Голков. - Авторитетнейший канал я никак не связываю с действиями этих людей. Потому что у них не было редакционного задания от канала. Они всё представили как нападение мэра на журналистов. А я сам, и коллеги мои никогда не считали меня агрессивным человеком. Они, пытаясь меня, мужчину, спровоцировать, ударили сзади. Это подло, я считаю.
По словам мэра Улан-Удэ, журналисты не только не представились, но и не предоставили охране свои удостоверения.
- Я считаю, что акция была заранее кем-то спланирована, люди прошли охрану, вместо документов представили бейджи, которые были на шее. Они уверяли, что это их удостоверения. Охрана пропустила, хотя и объект режимный. Потом дёрнули дверь, ударили секретаршу и с бронью вошли в мой кабинет, - заявил Александр Голков.
Его секретарь, Ирина Тулонова, эти слова подтвердила, добавив, что журналисты вели себя агрессивно.
- Я пыталась их остановить, вежливо просила подождать в приёмной. А они оттолкнули меня, оскорбляли, нецензурно выражаясь. Один обвинил, что я сломала ему видеокамеру, - рассказывает девушка. – Я столько лет проработала в администрации, никогда не видела столько агрессии от неизвестных людей.
Ирина, как и мэр города, также написала заявление в полицию по факту побоев (удар дверью).
- Их задача была создать побольше шума. Второй человек, оператор, я не знаю, умышленно или нет, может какие профессиональные уловки есть, пытался всё время камерой в сторону крутить. И когда её крутил, он практически снёс аквариум, который в приёмной. Треть воды оттуда вылилось, слава богу, ничего там не пострадало. А когда между дверями тот с микрофоном присел, оператор споткнулся об своего товарища, перелетел через него и снес ограничитель от двери, кричал. Свидетелей было очень много, - рассказывает мэр. – Я видел что он рассказывал вчера про сотрясение мозга. Это я могу жаловаться, потому что мне удар нанесли. Это было очень неприятно. Наша задача была до приезда полиции – успокоить этих буянов.
Что касается заявления самих федеральных гостей, что им сломали телефоны и камеру, на это в мэрии заявляют – ничего подобного не было.
- Они солгали. Когда мне оказывали помощь, мерили давление, я своими глазами видел как эти два человека, которые говорили про свои испорченные телефоны, которые у них якобы изъяли, по этим телефонам успешно раздавали интервью. Стоя тут же рядом, ничуть не стеснялись, отправляли с якобы изъятого планшета информацию.
О том, кто мог заказать данную провокацию, по словам мэрии, они знают. Однако журналистам сегодня ничего не рассказали, ответив, что об этом станет известно всем после проведения следственных действий.
- У меня вчера после инцидента был Игорь Марковец (депутат Народного Хурала, глава исполкома ОНФ), который говорит что таких поручений или вопросов от них не было. Да, приехала вчера съёмочная группа, у них было какое-то редакционное задание. И единственное, что они попросили – о немедленной встрече с Николаем Будуевым. Только это он мне и сказал. Причастен Будуев к этому вопросу или нет – пусть устанавливают.
При этом мэр заметил, что журналисты – всего лишь инструмент в чьих-то руках для выполнения заказа. И готов пойти на примирение, если те принесут публичные извинения.
- От людей или от канала? Нет вопросов. Я также говорю, как многие, которые участвуют в таких акциях – это инструмент, и есть всегда разница между человеком и его профессией. Поэтому я готов принять эти извинения, - сказал мэр. – Я не барышня, от таких вещей не плачу, не жалуюсь, как некоторые.