Как сообщал «Байкал-Daily», на сентябрьской сессии Народного Хурала депутаты голосовали по проекту закона о сохранении или упразднении наименования «мэр». Как поясняли авторы законопроекта, такое громкое наименование может носить только избранный народом градоначальник, который одновременно является руководителем городской администрации.
Учитывая, что нынешний мэр Улан-Удэ Александр Голков не только не был избран на всенародных выборах, но и не является главой администрации, то в случае принятия закона терял бы звание мэра.
Однако Александру Голкову, который выступил с трибуны, всё же удалось отстоять свою должность. По его словам, отмена звания только увеличит расходы на бюрократию, но «не улучшит состояние дорог, не увеличит количество детских садов». В итоге, после дебатов депутаты проголосовали, и не приняли закон. Для этого избранникам народа не хватило всего трёх голосов.
Вернулись «по-хитрому»
Согласно законодательству, если законопроект не был принят в первом чтении, то вернуться к нему парламент сможет только через год. Поэтому, на ноябрьской сессии повторно подойти к вопросу отмены звания «мэр» члены парламента решили с двух законопроектов. Первый из них разработан с целью приведения закона республики «Об организации местного самоуправления в Бурятии» в соответствие с Федеральным законом. Именно им устанавливается, что депутат представительного органа муниципального образования слагает депутатские полномочия при его избрании главой муниципалитета, возглавляющим местную администрацию.
Второй законопроект называется «О внесении изменений в статью 20 Закона Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в РБ». Как сказано в пояснительной записке, он разработан с целью уточнения понятия главы муниципального образования в городском округе.
Как прокомментировал «Байкал-Daily» председатель комитета Народного Хурала по государственному устройству Борис Ботоев, эти два законопроекта на сессию выносит инициативная группа депутатов – Мезенин, Стопичев, Семёнов, Цыбигмитов, Крутиян, Гармаев и другие. По его словам, они разделили прошлый законопроект по мэру на два совершенно разных, тем самым отвоевав себе право рассматривать его сейчас, а не по истечению года.
- Этот законопроект в целом ничего не меняет, только уточняет наименования. Как господин Голков был главой муниципального образования, так он и остаётся. Сегодня официальная должность у Александра Голкова звучит так: «глава муниципального образования город Улан-Удэ – председатель горсовета – мэр». Мэр - это чуждое, иностранное, нехорошее слово. Поэтому мы хотим у этого длинного названия «хвостик» обрубить, это делается для того, чтобы акцентировать внимание, что он больше является главой города и председателем горсовета. И более чётко очертить круг полномочий, что положено ему и что положено «сити-менеджеру», то есть исполнительной власти. Чтобы он в чужой огород не забегал, - заявил Борис Ботоев.
Ответ мэрии
В свою очередь, мэрия не согласна с позицией депутатов. По мнению городских властей, данные законопроекты противоречат нормам федерального законодательства. В частности, пункту 14 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ему, организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с его уставом осуществляет глава муниципалитета, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации – председатель представительного органа, избираемый из состава этого органа.
- Иными словами, председатель представительного органа не является главой муниципального образования. В связи с чем, наименование «председатель представительного органа» не применимо к действующему мэру, поскольку он исполняет полномочия председателя представительного органа, являясь при этом главой муниципального образования, - объяснил начальник управления по информационной политике города Юрий Сибиряков
Тем самым, мэрия указывает, что законопроект Хурала нарушает федеральное законодательство. Помимо этого, в письме указано, что повторное внесение «мэрского вопроса» на повестку сессии является нарушением закона республики.
Мария Токмакова, «Байкал-Daily»