1 октября состоялась очередная встреча Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте с Владимиром Путиным. Член Совета, исполнительный директор Гринпис России Сергей Цыплёнков рассказал президенту о катастрофических лесных пожарах и новой угрозе российским заповедникам.
- С 2010-го не было ни одного года, чтобы пожароопасный сезон не превратился в катастрофу. Прямо сейчас горят тысячи гектаров торфяных пожаров в Кабанском районе Бурятии», — заявил в своей речи, обращённой к президенту, исполнительный директор Гринпис России.
Напомним, весной этого года из-за травяных и лесных пожаров горели населённые пункты в Хакасии, Амурской области и Забайкальском крае, а летом случилась катастрофа в Иркутской области и Бурятии.
Серей Цыплёнков назвал основные причины пожарных катастроф. По его словам, это «несвоевременное реагирование на чрезвычайные ситуации, искажение фактов и статистики о лесных пожарах, а также бездействие МЧС».
- В Бурятии органы власти вовремя не отреагировали на резкое ухудшение пожарной обстановки и упорно занижали площади пожаров, не привлекали необходимое количество сил и средств. Площади пожаров занижались до 40 раз. Режим ЧС по лесным пожарам в Прибайкалье был введён с запозданием на 16 дней, в результате площадь пройденная пожарами на Байкальской природной территории превысила 1,5 млн. га, - говорится в сообщении Гринпис.
«МЧС не выполняет соглашения, заключённые с субъектами; тушением занимаются добровольные пожарные», — заявил Цыплёнков на встрече с президентом. Он предложил главе государства проследить, как МЧС будет выполнять соглашения в следующем году, и обеспечить исполнение всех президентских поручений, касающихся борьбы с поджогами травы и лесными пожарами.
Также, в своём выступлении исполнительный директор Гринпис России озвучил планы по изменению законодательства об особо охраняемых природных территориях, согласно которым из любого заповедника или национального парка можно изъять территорию, если она «утратила своё значение». То есть, если кто-то захочет построить горнолыжный комплекс в заповеднике (как этого хотят, например, крупные бизнесмены в Кавказском заповеднике), или добывать золото в нацпарке (как намереваются кипрские компании в национальном парке «Югыд ва»), им достаточно будет доказать, что территория «утратила своё значение». Директор Гринпис России передал Владимиру Путину обращение о недопустимости принятия этого законопроекта.
Кроме того, директор Гринпис России передал президенту обращение о недопустимости принятия разрабатываемого Минприроды и отдельными депутатами думы законопроекта, допускающего капитальное строительство на лесных участках, переданных в рекреационную аренду, а также огораживание таких участков, сообщает пресс-служба Гринпис России.
Напомним, обвинения о сокрытии площадей лесных пожаров в Бурятии звучали на протяжении всего периода, когда огонь бушевал в республике. В агентстве лесного хозяйства все подобные претензии опровергали, заявляя, что площадь возгораний трудно устанавливать из-за большого задымления.
Сейчас же главная проблема связана с Кабанским районом, где местные жители буквально задыхаются от дыма горящих торфяников. На днях сообщалось, что огонь подошёл к федеральной трассе «Байкал», где снижена видимость, и к железной дороге.
- Как ветер с той стороны, так у нас дым. Летом окна не открыть, духота была. Кого тут тушат, так себе. На бумагах пишут, а так не видно, чтобы тушили. Реку Кабань пустят туда, маленько перестанет и по-новой горят. Последние два года сильно так горит. Везде обращаемся, толку-то. И депутаты тоже так говорят. Результата нет. Закалтус бедный вообще задыхается, - цитировал «Номер один» слова местного жителя.
Ещё один житель Кабанска Валерий обеспокоен тем, что подземные возгорания могут лишить жизни не один десяток людей, ведь огонь вплотную подошел к дорогам – и к железной, и к федеральной.
Ранее Гринпис объявил о подаче заявления в прокуратуру Бурятии на республиканское Главное управление МЧС в связи с отсутствием работы по тушению торфяников.
МЧС, в свою очередь, прокомментировали, что в их полномочия «тушение лесных и торфяных пожаров не входит. Осуществление мер пожарной безопасности возлагается на собственников и пользователей земельных участков».