Очень жарким вышел накануне правительственный час сессии Народного Хурала с вопросом об электричках, а докладчику – главе минтранса Бурятии Сергею Козлову пришлось буквально отбиваться от нападок.
Гнев депутатов вызвало заявление Козлова, что менять движение электропоездов и возвращать отменённые ранее маршруты не планируется. Некоторые надежды у жителей пунктов, которых коснулась ликвидация электричек, вызвало февральское поручение Владимира Путина. «Вы что, с ума сошли, что ли? Мы понимаем, насколько это серьезно: это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах», - возмутился тогда президент на совещании правительства, заявив, что проблему надо решить немедленно.
В Бурятии за последние годы были сняты электрички на 14 маршрутах; самое большое народное негодование связано с маршрутом «Выдрино – Мысовая». Ученикам школы-интерната на станциях Танхой, к примеру, приходилось добираться до учёбы ночным пассажирским поездом.
Сергей Козлов дал понять: сократили, где только можно в связи с низкой наполняемостью вагонов. Собственно, сейчас электрички остались лишь там, где невозможно запустить альтернативный автобусный маршрут. В итоге остались лишь маршруты «Северобайкальск – Новый Уоян», «Новый Уоян – Кюхельбекерская», «Казанкан – Таксимо», «Таловка – Улан-Удэ» и обратно. Летом прибавится ещё два маршрута между Таловкой. Этим все электрички и ограничиваются.
Депутаты массово раскритиковали действующую систему маршрутных перевозок, заменивших электрички. Автобусы переполнены, часто бросают пассажиров далеко от остановок, так что местным приходится добираться по нескольку километров до своих домов. Только в Кабанском районе под открытым письмом Путину подписались более 2,8 тысяч человек.
Виктор Киреев тяжёлыми назвал восточные направления – на Горхон и Петровск-Забайкальский. «Электрички отменили, дорога на Горхон в ужасном состоянии, маршрутчики отказываются туда выезжать», - высказался он.
Александр Коренев крайне эмоционально живописал западные проблемы. Между ним и министром состоялся следующий диалог:
- Нет дороги на посёлок 5502 км, - заявил он.
- Даже когда было пригородное сообщение на этом участке, люди тогда шли к станции по тропинке пешком 1,5 километра. И тогда не было дороги, - ответил Сергей Козлов.
- Что вы в заблуждение депутатов вводите. По какой тропинке они идут? Вы же путаете, - бросил ему депутат.
Та же проблема и с Байкальским прибоем, где люди из-за плохих дорог идут пешком лишние два километра. На заявление министра, что таково было личное пожелание жителей, Коренев возмущённо заявил: «Да бросьте, вы оторвались от жизни».
- Я сам с Байкальского прибоя, я езжу в этой маршрутке. Вы же просто эту проблему не знаете и говорите что попало. Водитель доезжает до отворота на Байкальский прибой и отказывается ехать. А вы знаете, почему туда не едет? Там дорога такая, что на колхозной телеге не проедешь. А вы рассказываете… Когда вы были на этой дороге последний раз? Поедемте завтра, я вам покажу, - горячился депутат.
Такую же картину обрисовали и по другим населённым пунктам.
- Автобус до Таловки не доходит. Водитель мотивирует плохой дорогой, хотя в селе построена остановка. А оставляют людей на федеральной трассе, - сообщил Сергей Мезенин.
Преподаватель БГСХА Фёдор Бураев озвучил жалобы своих студентов из Кабанского района. «Электрички отменили, а сесть в автобус они не могут. Автобусы приходят уже забитые. Получается замкнутый круг», - заявил он.
Критика в адрес минтранса звучала и по действующим электричкам. Евгения Лудупова, к примеру, подняла вопрос высокой стоимости проезда в северных маршрутах.
- Рабочим поездом «Таксимо – Казанкан» невозможно ни пациентов увезти в Таксимо, ни медикаменты, в том числе льготные отправить. Вы же знаете, по Северомуйску вообще нет никакой возможности, ни автомобильной трассы, ничего, - обратилась она к Сергею Козлову.
Этот вопрос стал, пожалуй, единственным, на который он смог дать позитивный ответ.
- Мы совместно с Забайкальским краем пытаемся восстановить поезд «Северобайкальск – Новая Чара», который был очень удобен для населения северных районов. Мы подготовили проект письма на имя Якунина, сейчас оно находится на согласовании у губернатора края, - сообщил Сергей Козлов.
В целом же распекание минтранса депутатами длилось около часа. Александр Попов, к примеру, поставил под сомнение эффективность планов по введению летом дополнительных поездов Улан-Удэ – Таловка: «А почему не Улан-Удэ – Тимлюй? Тогда на 30 километров продлеваете маршрут и тогда бы включали посёлок Селенгинск, станцию Селенга, посёлок Каменск, Кабанск и всё левобережье и правобережье».
Леонид Селиверстов назвал «абсурдом» утверждение министра о согласовании отмены электричек с населением.
- Волна негодования по отмене электричек не только не уменьшается, а возрастает. Когда народу вернёте электропоезда Улан-Удэ – Мысовая, Мысовая – Улан-Удэ, Мысовая – Выдрино, Выдрино – Улан-Удэ? Более того, пострадали не только пенсионеры и инвалиды, которым надо съездить за лекарствами, а дети, которые учатся в Танхое, Слюдянке. Проблема вашими маршрутками не решена, в них надо заказывать место за день, за два, - высказался он.
Последним слово взял всё тот же Александр Коренев, который вновь обвинил министра транспорта, предложив отправить его пожить «за 502 километр» - тот самый полустанок 5502 км, жители которого не имеют даже нормального пути до остановки.
- Когда нет возможности доехать до магазина, который только в четырёх километрах пешком по железнодорожному полотну. От остановки до жилья находится около километра, и в зимний период там ни дороги, ни тропинки нет. Как быть? А если человек заболел? На протяжении 2014 года мы эту проблему решали. Вы уперлись, отвергли электрички. Но вы же не правы, - упрекал Коренев. – Кончили электрички. Бурятия потеряла порядка 200 рабочих мест, доход в пределах 50 миллионов. Докладываете, что электропоездов здесь не будет. А как ветераны должны жить? А если человек заболел, как ему выехать до больницы Бабушкина или Кабанска?
Бурное обсуждение наверняка продолжалось бы и ещё, однако депутаты и так затратили времени больше положенного.