Об этом рассказал глава Бурятии Вячеслав Наговицын на заседании комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. По его словам, люди не понимают, что вхождение внешних инвесторов на территорию республики позволит создавать рабочие места, а так же повысит доход бюджета от налогов.
- Население считает, что инвестиции должны быть только внутренние. У нас однозначности в обществе нету. Вот свинокомплекс «Восточно-Сибирский» построили – зачем свинокомплекс? Вот давайте лучше «Николаевский» ( прим. «развивать»). А «Николаевский» что он? Весь в долгах сидит «по самое не могу», он не может кредит взять. Да и другие проекты так же, - рассказал глава Бурятии.
На сегодняшний день в республике создан институт проектных менеджеров, который работает на подготовку бизнес-проектов и площадок для их реализации, что дает возможность привлечь инвесторов. А они нужны в различных сферах деятельности. Например, в развитии индустриального сельского хозяйства, которое, по словам главы, в Бурятии сегодня отсутствует.
- Мы 90% молока производим в личном подсобном хозяйстве. А ЛПХ работает не ритмично: летом дают молоко, зимой не дают. При этом много молока они используют сами для внутренних потребностей. И мы не можем собрать молоко даже по цене в 21 рубль, она самая высокая в СФО. Вот 18 тысяч тонн собираем, и все, больше нету, хоть застрели. А индустриальное молоко- оно значительно дешевле, - сказал Вячеслав Наговицын.
Оптимальный выход из ситуации по молоку – дорастить процент промышленного производства до 50%.
Внешние бизнесмены не спешат вкладываться в республику и по другой причине – высокое налогообложение и тарифы на электроэнергию. В то время как в соседних странах, Китае и Монголии, налоговая нагрузка на предпринимателей и инвесторов в разы меньше.
- Сегодня производственные технологии покупаются и продаются свободно в мире – пожалуйста, заплатите, завод привезут, поставят. Но этот завод поставят и в Китае. И если там налоги будут в два раза меньше? Мы все равно себестоимость завода в два раза меньше не выжмем. Поэтому если мы говорим о конкуренции, то нужно в первую очередь приблизить две налоговые системы, чтобы все остальное мы постарались реальной производительностью добиться, - сказал глава.
Однако, как заметил глава, у республики имеются и преимущества, с помощью которых республика сможет поднять экономику и выстроить план выхода из кризиса. Это этнокультура, озеро «Байкал», свободная под сельхозугодья земля, а так же возобновляемые ресурсы. По словам Наговицына, и недостатком, и преимуществом является низкая производительность труда.
- У нас есть, чем сейчас заниматься – поднимать производительность труда. И это тоже даст свой эффект, потому что мы сейчас вдвое отстаем от других регионов. Но тем же самым потенциалом людей, которые у нас сегодня есть, можем поднять в два раза выпуск товарной продукции, - заявил глава региона.
К положительному фактору развития экономики так же относится геополитическое расположение Бурятии. Именно оно, а так же интеграция с соседними регионами может принести определенные плоды в условиях кризиса. К примеру, в Забайкальком крае при правительстве была создана рабочая группа по подготовке проекта комплексного развития территорий в условиях взаимодействия края и Бурятии. Однако, по словам бывшего экономического эксперта Юрия Кравцова, объединить усилия нужно сразу трем регионам, включая Иркутскую область, так как по его словам «объединение двух нищих даст одного нищего».
- Когда объединяются с тем регионом, у которого потенциал выше, то есть хоть какая-то надежда что и мы будем тоже достаточными. В нашей ситуации сейчас существующие десятки программ экономического развития региона все объединяются с точно такими же программами соседних регионов. Поэтому речь идет о мощнейшей экономической интеграции, с объединением специализации и предприятий, именно точек субъектов бизнеса, - сказал Юрий Кравцов.
В пример он привел улан-удэнский авиазавод, который вот уже полвека работает на платформе вертолета Ми-8. А в соседнем Приангарье производит современные Як-130, и МС -21. При этом еще в советское время У-УАЗ и Иркутский авиазавод вместе занимались производством самолетаАн-24.
По словам главы Бурятии, пока в условиях кооперации республика проигрывает другим регионам.
- Бежать инициатором в этом вопросе для нас опасно. У нас все разберут с удовольствием, все разберут. Леонидом Яковлевич (прим. Белых, директор У-УАЗ) знает, мы с ним ездим по министерствам, за все цепляемся, потому что у него хотят отобрать механику, лопасти, потому что это дешевле в Казани делать. А мы с ним говорим, что этого делать ни в коем случае нельзя. Вот давайте нам с Казани чего-нибудь передайте. И они говорят: так у вас дороже будет! Тогда отстаньте от нас, просто не трогайте нас, - рассказал Вячеслав Наговицын.
Пока же пути выхода из сложившейся ситуации ищут ученые. В этом году правительство республики заключило контракт с БГУ на разработку плана действий. На первом заседании научные работники уже рассказали, куда нужно двигаться. По словам ученых, крупные предприятия могут отдать часть производства и обслуживание на аутсорсинг. Кроме того, в Бурятии нужно стимулировать внутреннюю миграцию населения из города в поселок.
Среди развития прочих отраслей ученые выделяют выращивание высокоэкологичной продукции, создание фармацевтического кластера, а также сотрудничество с рядом стран по развитию «зеленой экономики». Последнее направление уже поддержало министерство экономики в лице Татьяны Думновой.
Мария Токмакова, "Байкал-Daily"