Очередное заседание Совета Народного Хурала прошло бурно: депутаты не уставали критиковать, а министр имущественных и земельных отношений Бурятии Маргарита Магомедова эмоционально откликалась на все нападки.
На повестке дня стоял отчёт минимущества о ходе закона «Об общих принципах управления государственной собственностью». Всего в Бурятии в настоящее время действует 10 акционерных обществ с участием Бурятии в уставном капитале. Впрочем, скоро станет меньше на одну единицу: как сообщал «Байкал-Daily», в конце прошлого года началась ликвидация ОАО «Региональный информационно-навигационный центр».
Дивиденды в казну Бурятии, полученные от всех акционерных обществ, составили в прошлом году 10,8 миллионов рублей, сообщила Маргарита Магомедова.
Депутаты, в свою очередь, активно «прошлись» по нескольким особо спорным ОАО. Председатель комитета по нацвопросам Цыденжап Батуев особую критику высказал в адрес «Республиканского мусороперерабатывающего завода», который находится в100% собственности Бурятии. Построенные цеха завода сегодня простаивают, так как были введены в строй несвоевременно.
- В самом здании жизни нету, - заявил депутат Батуев.
Министр Магомедова слегка опешила: «И в чём вопрос?»
- Этот памятник чему? Бесхозяйственности? – съехидничал Цыденжап Батуев. – Мы зачем его построили?
- В настоящее время идёт третий этап. В целом должен быть создан мусоросжигающий завод, - начала отвечать министр.
Однако депутат её перебил на полуслове.
- Я вас перебью, может, это и некорректно. Этот ваш третий запуск идёт уже не третий год. Поэтому, я полагаю, к сегодняшнему заседанию надо было ожидать такой вопрос. А эти «завтраки» уже не первый Сагаалган мы слышим. У нас есть конкретный ответ, когда заработает пустующее здание?
- Когда будет выделено финансирование, тогда и начнётся строительство, - отрезала Маргарита Магомедова.
В дальнейшие пререкания с ней Батуев вступать не стал, лишь глубоко вздохнул. Теперь он обратился к зампреду правительства Бурятии по экономическому развитию Александру Чепику.
- Хотите вы или не хотите, но мы после совещания можем выйти и посмотреть этот памятник мусороперерабатывающему заводу, - шутливо «пригрозил» депутат. – Вы, ребята, почему начинали первую очередь, не думая, как будете делать третью? Десятки миллионов туда вбухнули, и сейчас сторожим ветер в цехах. Туда бывшего министра ЖКХ отправили, он походил, сказки порассказывал, а теперь его там нет.
«Ради чего создавали?»
Претензии в адрес ОАО «Республиканский мусороперерабатывающий завод» оказались на сегодняшнем совете не единственными. Новоиспечённый лидер фракции КПРФ Екатерина Цыренова так и не смогла допытаться сегодня у министра, какие конкретно объекты республика отдала на приватизацию. Маргарита Магомедова лишь привела общую справку, что с 2011 по 2014 годы были приватизированы 173 объекта.
- У нас вообще-то есть имущество республиканское? – затем огорошила Екатерина Цыренова министра.
- Конечно, есть. Вот вы сейчас сидите, это всё республиканское имущество, - не без сарказма ответила Маргарита Магомедова.
Депутат Цыренова, впрочем, иронию в голосе министра пропустила и продолжала: «Это небольшие земельные участки, небольшие объекты и корпорации. Но это является ли серьёзным имуществом, которое несло бы в бюджет республики сёрьёзные поступления? Мы даже покрыть затраты на их содержание не можем. Над этим вопросом вы задумывались?»
Министр, впрочем, напомнила, что не все республиканские объекты, тем более социальные, должны приносить доход.
Александр Стопичев поинтересовался, почему это большинство акционерных обществ, созданных с участием Бурятии, планово-убыточные и не следует ли в причинах этого видеть неэффективное руководство. В ответ Маргарита Магомедова рассказала о тех обществах, что приносят доход:
- Не все убыточные. ОАО «Гостинично-туристский комплекс «Гэсэр» и «Ипотечная корпорация» очень прибыльно работают. Фонд ЖХК был создан только в конце 2012 года, при этом большая часть имущества изношена. Каким образом мы можем требовать от руководителя прибыль? Самое главное сегодня, чтобы акционерное общество создало условия для реализации полномочий в сфере ЖКХ, чтобы отопительный сезон нормально проходил, чтобы ремонт своевременный был.
Одним из самых спорных сегодня стал ОАО «ТД «Агролизинг». Это общество было создано в 2014 году путём слияния «Республиканской агролизинговой инвестиционной компании» с ОАО «РГИЛК «Агролизинг».
- Ради чего мы создавали «Агролизинг»? Мы его цели не достигли, получается? – задал вопрос вице-спикер Народного Хурала Бато Семёнов.
Маргарита Магомедова с такой печальной констатацией категорически не согласилась.
- Напротив, я считаю, что цели достигнуты. Вся техника, которая завезена в Бурятию, доведена до сельхозпроизводителей, которые на ней работают. Другое дело – сами по себе эти процедуры очень сложные изначально были, в связи с чем мы пытаемся вывести предприятие на нормальную, стабильную деятельность. Ситуация поэтому сложная получилась, - заявила она.
Бато Семёнов пытался развить свою мысль: не было бы эффективнее напрямую выдать фермерам деньги в порядке компенсаций или субсидии, чем втягивать их в долгосрочную программу лизинга, поинтересовался он.
- Я не могу на этот вопрос ответить, это не в моей компетенции, - жёстко отрезала Маргарита Магомедова.
Цыденжап Батуев поддержал вопрос: «С этим агролизингом какая-то детективная история. Вы доказываете, что это хорошо, сельхозпроизводители говорят, что это репрессии. А в итоге не поймёшь, в действительности хорошо это или плохо. И никто ни за что не отвечает».
«Бурятия не всегда была депрессивной»
Завершилось сегодняшнее заседание размышлениями об эффективности действующих ОАО и предложениями создавать новые, с уклоном на реальный сектор экономики.
- У нас были когда-то акции «Бурятзолота», «Байкалбанка», правительство сочло нужным от них избавиться. Ушло да ушло, прошлым жить незачем. Но другой вопрос – эти десять ОАО серьёзной перспективы откровенно не имеют. Я никого не обижаю, но это в действительности так. Из того богатейшего природного комплекса наших полезных ископаемых мы всё-таки можем ставить вопрос создания на стыке БНЦ, ВСГУТУ современные, инновационные, пусть малые предприятия? – задался вопрос Цыденжап Батуев.
Екатерина Цыренова призвала «не приватизировать последнее», а, напротив, формировать новые структуры с участием Бурятии.
- Говорят, Бурятия – депрессивный регион. Депрессивным он стал только в 90-е годы. История показывает, что Бурятия занимала одно из первых мест среди автономных республик СССР. В 90-е годы мы скатились, но сейчас надо что-то делать. Надо создавать что-то. Если мы будем просто отчитываться по нашим законам, это вряд ли что-то изменит, - кинула камень она в сторону правительства.
После долгой дискуссии слово было предложено дать Александру Чепику, который всё обсуждение просидел молча. «Не пугайтесь», - подбодрил его спикер Хурала Матвей Гершевич.
Зампред правительства, впрочем, продолжать диалог не стал, ограничившись благодарностью депутатам за замечания и обещая учесть их в дальнейшей работе.