Вчера на совместном заседании Госсовета и совета по культуре и искусству президент России Владимир Путин высказался против чрезмерного использования латинского алфавита, в частности, на вывесках. По их числу, по мнению главы государства, можно судить о культурном уровне местных властей.
- Нужно, конечно, избегать излишней латинизации нашего языка, особенно сейчас обращаюсь к руководителям регионов. Знаете, иногда приезжаешь в какой-то город, и сразу виден уровень культуры местного чиновничества. На каждом углу названия различных учреждений, реклама исключительно латинскими буквами изображена. Мы в какой стране живём-то? Всё хорошо в меру, так же как, собственно говоря, и в использовании различных терминов, слов и так далее, - заявил Владимир Путин.
В Бурятии мнения по поводу стремления президента к переходу на вывески с кириллицей коммерческих предприятий разделились. Члены комитета по межрегиональным связям и национальным вопросам Народного Хурала, в частности, общую позицию президента по чрезмерной латинизации поддержали.
- В повседневной речи, действительно, наблюдается засилье иностранных слов, по-моему, это не совсем приемлемо и не всегда необходимо. Что касается коммерческих предприятий, то, как правило, вывески на латинице даются в коммерческих целях, для привлечения внимания потребителей. И это делаться, безусловно, должно в рамках законодательства, - прокомментировала депутат Татьяна Мантатова. - Тем не менее, если это способствует привлечению потребителя – наверное, они вправе это делать.
По мнению Татьяны Мантатовой, всё же важнее контролировать иностранные обороты в речи, особенно официальной: «Полного отсутствия регулирования не должно быть. Если мы говорим об использовании иностранного алфавита в заголовках – здесь вполне имеется свобода коммерческих организаций. Что касается засилья иностранных слов в повседневной речи, в том числе в официальной, это действительно нужно как-то это останавливать».
Поддержал мнение Татьяны Мантатовой её коллега по комитету депутат Игорь Марковец.
- С мнением Владимира Владимировича я согласен однозначно, потому что это наносит очень серьёзный ущерб нашему родному языку. Мы порой неграмотно коверкаем и вставляем эти слова или даже не к месту названия употребляются. Мы живём в демократическом государстве, поэтому законодательно обязывать всех писать на русском языке будет неправильно, - прокомментировал депутат. - Это должна быть потребность самих людей – давать русские названия. Конечно, для этого надо создать и в СМИ, и в госструктурах соответствующее отношение к этому – гордое и уважительное. У нас в языке очень много слов, которые могут отразить глубину и суть любого учреждения.
Сами «виновники торжества» подходят к теме более эмоционально. Бизнесмены Бурятии вовсю иронизируют над критикой президента в свой адрес.
- В тренде последней реплики Путина давайте переименуем «Байкал Plaza» в «Корчму у озера», - поиронизировал один из представителей бизнес-сообщества.
По мнению Сергей Гергесова, гендиректора сети столовых «Appetite», что пишутся той самой латиницей, стремление коммерсантов можно объяснить национальными традициями. В советское время считалось, что всё, что связано с «заграницей» – лучше. И когда бизнес продвигается как свежая, современная услуга, используется этот стереотип, в том числе в названии. Но это уместно, когда в концепцию бизнеса заложены определённые стандарты.
– Метод ведения бизнеса основывается на западном стандарте. Соответственно, кроме внутренних фишек (цвета, скорость) – прибавлялся элемент написания этого бренда, и человек, заходя вроде в обычную новенькую столовую, чувствовал себя уже по-другому, как в современном кафе. Это чисто рыночный приём и нужно понимать, на кого направлено воздействие, - отметил Сергей Гергесов.
Такие маркетинговые фишки, как употребление латиницы, нужно использовать с умом, не обдуманное применение латиницы может вызвать обратный эффект. Бизнес должен соответствовать своему названию – это маркетинговая составляющая бренда, отмечают бизнесмены.
- Мне всегда смешно смотреть, когда базы отдыха, не соответствующие самым простым ожиданиям, но с громкими названиями, предоставляют сервис на крепкую двоечку, - прокомментировал руководитель. - Проще было назвать «Охотничья избушка» или «Рыбацкая бухта» и за счёт этого названия выигрывать.
По поводу взаимосвязи культурного уровня властей с вывесками на латинице, предприниматели Улан-Удэ считают, что не связанные вопросы. По их мнению, по вывескам можно судить лишь об архитектурной и градостроительной политике. В Улан-Удэ, по оценкам коммерсантов, таковая отсутствует, однако есть города, где ситуация значительно хуже.