Сегодня на пресс-конференции участники экспедиции рассказали, что они увидели на священном месте, и как изменилось обоо за последние годы
- Раньше территория Монголии была намного больше и в её состав входила часть территории нынешней Бурятии. В середине 80-х годов я написал рассказ про прабабушку Чингисхана. Так вот и она родилась на берегу Байкала, у истоков реки Баргузин. На территории Бурятии вообще много мест, связанных с Чингисханом. Сегодня мы побывали лишь на одном из них,- пояснил в самом начале профессор университета Чингисхана Ойдовын Сухбатаар из Монголии.
Профессор также рассказал, что сегодня лично убедился: русские и буряты относятся к этому месту очень бережно, что не может не радовать.
По словам учёных, когда Чингисхану исполнилось 50 лет, ему сказали, что очень важно съездить на родину своей матери. В результате он посетил родные места и создал обоо (культовое для монголов место поклонения местным и родовым духам). Оно находится в труднодоступной местности, на высоте более километра в предгорьях Хамар-Дабана, где берет начало река Оронгой.
С того момента все представители монгольских народов приходили и поклонялись этому месту. Есть и ещё одна архивная запись русских казаков, датированная 1665 годом, согласно которой монгольские народы действительно приходят на священное место, чтобы поклониться.
- В переводе с монгольского «обоо» - это насыпь, нагромождение. Обычно они создавались человеческими руками, у них были разные назначения. Так, некоторые обоо были вместо дорожных указателей, некоторые же были священные,- пояснил руководитель группы из Монголии, философ Дугэрсурэнгийн Ариунболд.
Он пояснил, что обоо Чингисхана интересно ещё и тем, что с виду кажется, словно это вовсе не творение человеческой руки:
- Это странно и удивительно, но трудно сказать, что оно создано человеком. Такое впечатление, что миллионы лет назад это были большие скалы в горах, которые со временем, возможно после землетрясения, потрескались и рассыпались, а основная скальная порода осталась на старом месте.
На месте обоо участники экспедиции увидели множество старинных предметов, среди которых ружья и стрелы. По всей видимости, это «последствия» старинного монгольского обычая:
- Кочевники ведь всегда поклонялись природным явлениям. Видимо, с древних времён они, в том числе и охотники, приходили на обоо и оставляли там вещи, пришедшие в негодность. Есть такое поверье, что если оставишь что-то, например старое ружьё, следующее в будущем окажется более метким,- пояснил Дугэрсурэнгийн Ариунболд.
Отметим, впервые учёные под предводительством академика Окладникова посетили необычное и значимое для буддистов место ещё в 1951 году. Эта экспедиция, по словам их последователей, оставила после себя достаточно много полезного материала. Однако с тех пор ни один учёный обоо до сегодняшнего дня не посещал.
Зато вот уже 16 лет на обоо приходят буддисты и маленькие школьники.
- В новейшей истории России только в 1998 году восхождение на родовое место Чингисхана совершили школьники Гильбиринской средней школы. Тогда же ламы Иволгинского дацана восстановили традицию поклонения на обоо Чингисхана, прерванную в 1930 годы,- рассказала директор Института XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова Янжима Васильева.
За много лет постоянных молебнов о гармонии человека и природы, а также обрядов очищения, место сильно изменилось.
- Когда 16 лет назад мы впервые поднялись туда, там даже ничего не росло, чистое поле было. А сейчас там кедровый стланик, да такой - что просто так пройти невозможно. В прошлом году пришлось прорубать площадку для вертолёта,- поделился своими воспоминаниями член экспедиции, ректор Буддийского университета «Дашичойнхорлин» Ганжурцырен Раднаев.
Он также подчеркнул, что место не только меняется само, но и меняет сознание людей. Между тем, для настоящего потока туристов обоо пока недоступно. Путь до него неблизкий - пять часов. Пять часов расшатанных камней под ногами и труднопреодолимого кустарника. Впечатления о проделанном пути привели к дискуссии о том, нужны ли священному месту туристы.
- Вопрос об огромных толпах туристов даже и не стоит, поскольку сама природа себя защитила. И сложно сказать, нужно ли это. С одной стороны, место священное и не для массового туризма. С другой стороны, люди ведь хотят знать, видеть и прикоснуться к священному и исторически важному месту. Скрывать нельзя, хотя, кому нужно, тот пойдёт,- отмечает Янжима Васильева.
Более чёткая позиция была у московского профессора РГГУ, Валерия Минаева.
- Сейчас Европа поднадоела не только европейцам, но и россиянам, а то, что видишь здесь - это особая природа. Почему не нужно допускать всех туристов? Почему в других странах все молятся, все ходят? Я вот этого не понимаю. Я за то, чтобы дать денег Бурятии, чтобы вам построили отели, переделали аэропорт, проложить асфальтированные дороги, чтобы весь мир к вам мог приехать и поклониться святыне,- поделился своим мнением профессор.
В результате некоторых рассуждений участники экспедиции сошлись на мнении, что обоо всё же нужно сделать более доступным для посторонних глаз. С этим согласился и глава Иволгинского района Бимба Дымбрылов, который также поучаствовал в восхождении к обоо. Отметим, что и сама экспедиция была посвящена 75-летию Иволгинского района.
Марина Игумнова, «Байкал-Daily»