Голые пески до горизонта. Выжженная солнцем пустыня кажется совсем непригодной для всего живого. В переводе с монгольского Гоби - это безводное место. Но вода здесь всё же появится. Из реки Орхон. Монголия собирается протянуть от неё 740-километровый канал до пустыни и даже построить здесь водохранилище.
- Вот Орхон, посёлок Орхон здесь. И дальше она впадает в Селенгу. Это рядом с российско-монгольской границей.
Водные ресурсы Монголии невелики, показывает на карте замдиректора Института географии Леонид Корытный. Всю южную половину страны занимает пустыня. Грандиозные планы соседей у него вызывают тревогу.
Орхон - один из притоков Селенги, которая приносит Байкалу половину всех вод - около 30 кубокилометров в год. По данным российских ученых, из монгольской реки для Гоби будут забирать третью часть. К обмелению главной жемчужины планеты это не приведёт, считает Леонид Корытный, но последствия всё же возможны.
- Это вполне может привести к изменению в целом истока Ангары, к примеру, со временем. Особенно в маловодные годы. Но и потом в целом это скажется не только на забор воды, но и изменения режима, изменения, связанные с наносами, с химическим составом по Селенге. Не надо ждать каких-то катастрофических изменений, но любые изменения, связанные со всемирным наследием, надо смотреть, проектировать, рассчитывать. Но по большому счету лучше бы это не трогать, - говорит заместитель директора института географии СО РАН Леонид Корытный.
Зачем вода в пустыне, где люди почти не живут? Всё дело в полезных ископаемых, говорит директор Байкальского института природопользования Арнольд Тулохонов. В Гоби находятся крупнейшие в мире месторождения угля, золота и молибдена. А для их освоения потребуется много воды.
- В мире очень много трансграничных рек. Это Рейн, Дунай, Нил и многие другие, которые пересекают границу. Но цивилизованные страны определенным образом договариваются о том, чтобы использование воды в верхней части и нижней части реки не противоречило интересам всех соседей, которые живут на этой реке, - говорит директор Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов.
Однако пока от Монголии нет таких предложений. По словам Арнольда Тулохонова, страна уже начала переговоры со всемирным банком о финансировании своих проектов. И это напоминает историю с Китаем, вмешательства которого в природу уже привели к потере Россией истоков Иртыша и Аргуни. Теперь главное, считают учёные, чтобы от чьих-то экономических интересов не пострадал Байкал - наше всемирное наследие, сообщает ГТРК Иркутск.