Накануне в БГУ прошёл круглый стол, посвящённый проблемам введения нового предмета. На нём собрались представители министерства образования, московского патриархата, Улан-Удэнской и Бурятской епархии, Традиционной Буддийской Сангхи, Комитета по национальностям, объединения учителей истории Бурятии.
Как сообщила начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Бурятии Татьяна Будаева, соответствующие учебники предоставят детям бесплатно. На сегодня в бюджете Бурятии уже заложены средства на эти цели. Кроме того, по её словам, республика будет финансировать и повышение квалификации педагогов, которые будут преподавать в школах основы религии и светской этики.
- Мы хотели бы, чтобы наши учителя не просто повысили свою квалификацию у себя в республике, но и хотели бы, чтобы наши учителя имели возможность выехать в другой регион – посмотреть мастер-классы, посмотреть тот учебно-методический материал, которым пользуются учителя других регионов, - сказала Татьяна Будаева, добавив, что подготовка педагогов начнётся уже этой весной. По её словам с первого сентября к изучению предмета должны приступить 11,5 тысяч учеников четвёртых классов.
Также она добавила, что введение нового предмета будет опираться на нормативно-правовую базу, которая уже создана в 21-ом регионе, где проводился эксперимент по внедрению основ религии в школах.
- Логика курса такова, что семьи могут выбирать, что будут изучать их дети в школе: основы одной из традиционных религиозных культур или базовые понятия светской этики, - подчеркнула Татьяна Будаева.
Как заявила председатель совета по делам религии при президенте республики Бурятия Светлана Васильева, родителям необходимо очень серьёзно подойти к выбору того или иного модуля, который будут изучать дети.
- Наряду с традиционными религиями в Бурятии у нас есть шаманизм и древнеправославие. Эта особенность должна обсуждаться и правильно доводиться до сведения школьников родителей и административных структур общественных организаций, - отметила Светлана Васильева. - Сознание маленьких ребятишек, которым мы будем доносить эту тему, очень и очень ранимо.
Об итогах эксперимента со всеми собравшимися поделился специалист по связям с государственными и общественными организациями синодального отдела РПЦ Юрий Юренко из Москвы. По его словам, русская православная церковь пристально следила за внедрением этого предмета в школах России, и за два года было выявлено немало проблем. Как считает Юрий Юренко, одной из основных проблем в этой сфере являются некачественные учебники.
- Риск связан с никак не контролируемым ни государством, ни конфессиями подготовкой новых учебных пособий. Министерство образования уже успело дать гриф некоторым новым пособиям для курса, который на наш взгляд является вредным для детей, - заявил он. - Мы получаем полную кашу в голове у ребёнка. Исправлять последствия придётся очень долго.
Представитель РПЦ отметил, что таких учебных пособий в России уже более 12-ти. Чтобы сгладить проблемы, с которыми столкнулись экспериментальные регионы, он посоветовал заранее заключить соглашение между конфессиями и правительством региона о совместной работе.
Также он предложил создать координационный совет, куда вошли бы руководитель региона и лидеры религиозных конфессий. По мнению Юрия Юренко, такой совет, собираясь два-четыре раза в год смог бы решать возникающие проблемы.
Несмотря на сложности, большинство участников отметили и положительные стороны преподавания основ религии в школах. Так, по словам Юрия Юренко, дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках.