- На сегодня в России более 30-ти процентов земель сельскохозяйственного назначения не вовлечены в хозяйственный оборот. Это послужило причиной того, что федеральный закон вводит жесткие действия по решению этой проблемы. Так, в частности, закон предусматривает, что для того, чтобы принудительно изъять участки сельхозназначения, должны быть определены признаки неиспользования и критерии снижения плодородия. То есть, если земельный участок не используется в течение трех и более лет, или используется таким образом, что ухудшается плодородие, то есть основания для принудительного судебного изъятия этого участка, - предупредила Маргарита Магомедова.
- Механизм такой – как только такие факты будут установлены, специальный уполномоченный орган республики, каковыми являются управление Россельхознадзора по Бурятии и управление Росреестра по Бурятии, вносит в минимущество представление. Исходя из этого, министерство подает документы в суд – на изъятие. При этом изъятие происходит таким образом, что министерство вправе выставить этот изъятый участок на торги. Если торги не состоялись, то земельный участок уходит в собственность республики. При этом возмещается собственнику та сумма, которая была первоначально определена при оценке, и высчитываются те расходы, которые были понесены при проведении работ по межеванию и организации торгов, - сообщила министр.
Кроме этого, изъятие из собственности коснется невостребованных и неиспользуемых земельных долей.
По словам министра, закон относит к невостребованным те земельные участки, которые принадлежат на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течении трех и более лет. Те земельные участки, права на которые были зарегистрированы в соответствии с федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество, не могут быть признаны невостребованными.
Следующий критерий отнесения земельных долей к невостребованным – это те земельные доли, у которых отсутствуют сведения о собственнике. Третий критерий – это земельные доли, собственник которых умер и отсутствуют какие-либо наследники. Закон предусматривает поэтапное совершение действий органами местного самоуправления для того, чтобы признать земельную долю невостребованной. Местные органы самоуправления обязаны провести работу по формированию списков и представить материалы общего собрания.
- Я веду речь о невостребованных сельхоздолях, - уточнила министр. - Когда у нас были колхозы, сельхозорганизации, когда было переформирование в фермерские хозяйства, то нормативная база была такова, что каждый колхозник имел право на получение своей доли земельных участков. Это могли быть пашни, сенокосы и т.д. У каждого определялась какая-то доля. К сожалению, ряд граждан никак этой долей не пользовались – они не сдавали ее в аренду, не отчуждали ее, не пускали в оборот.
Об изъятии участков, считающихся подсобными хозяйствами, речь не ведется. По мнению министра закон об изъятии земель должен подтолкнуть граждан к освоению своих участков.
- Мы считаем, что этот закон подтолкнет граждан. Как только закон вышел, в нашем министерстве уже увеличилось число граждан, которые заявили о том, что они начинают работы по своей земельной доле. Граждане поняли, что если они не будут проводить работу, то участки могут быть изъяты, - сообщила Маргарита Магомедова.
- Изменения вступают в силу с первого июля 2011 года. Федеральным законом предусмотрено, что органом, который будет работать с землями, которые не используются, будет минимущества. Полномочия по работе с невостребованными земельными долями, которые раньше возлагались на муниципальные районные власти, сейчас возложены на органы самоуправления поселенческого уровня, - сообщила министр.