Ответственный секретарь Совета по правам человека России Яна Лантратова – претендент на место детского омбудсмена Павла Астахова, рассказала об издевательствах над детьми, закрытости детдомов и помощи семьям в интервью «Известиям».
В ходе беседы секретарь рассказала о криминальной субкультуре АУЕ, под влиянием которой находится Бурятия, Забайкалье, Московская область и другие регионы России.
- Выяснилось, что многие детские учреждения, находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием АУЕ — арестантско-уркаганское единство. Это когда на зоне сидит человек, у него есть телефон и он может поставить своих «смотрящих», устанавливающих свои порядки. В том числе и в детских домах. И детей заставляют сдавать деньги на общак для зоны. А если они не сдают, то переходят в разряд «опущенных», над ними издеваются, у них отдельная посуда, столы, - рассказала Яна Лантратова.
Секретарь отметила, что во всех этих историях есть системная вещь. В данный момент в разработке находятся 14 регионов России, где серьёзно нарушались права детей.
- Например, мальчика за кражу банана посадили в мешок, на ночь отнесли в лес, потом принесли, переодели в женскую одежду и всем интернатом били. Девочкам, которые защищали другого мальчишку, наливали горячий суп в руки и заставляли есть. Ещё детям прижигали руки утюгами, подвешивали их вниз головой, - говорит специалист.
Ранее уже сообщалось, что совет по правам человека увидел угрозу нацбезопасности в забайкальском движении АУЕ. В частности, глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов был возмущён поборами, установленными в ряде забайкальских школ так называемым арестантским движением, и обещал разобраться.
Отметим, что в Бурятии такие уклады жизни среди детей и подростков сильно прослеживались в 80-90-е годы. Если расшифровывать АУЕ по «фене» то понятие означает тюремную субкультуру, которая расшифровывается более понятно, как «арестантский уклад един». Таким образом, отдают приветствие друг другу в местах лишения свободы.
В Бурятии даже в начале двухтысячных годов молодёжь, на стенах писала это, не понимая значения аббревиатуры. Однако это было не самое страшное. В основном криминальные авторитеты контролировали из тюрьмы, чтобы им выплачивали «дань» и отправляли посылки. Свои заказы они передавали «смотрящим» за районами и городами, а те уже вытрясали со школьников деньги и ценности.
Посылку на зону собирали раз в месяц. За это время смотрящие подбивали долги со всех районов и собирали «зоновский список». Если кто-то из школьников, а в основном деньги собирали с мальчиков, не хотел платить деньги или нести ценности, их заставляли красть, а за неповиновение избивали.
Вымогательства в школах Бурятии происходят и в наше время. Один из громких случаев произошёл в апреле прошлого года в улан-удэнской школе.
Как сообщал «Байкал-Daily», школьников в Улан-Удэ терроризировали старшие ученики, требуя помогать для «грева зоны». Одного из детей даже затравили угрозами и издевательствами до такой степени, что он хотел повеситься.
В одном из случаев удалось выявить рэкетира - восьмиклассника, который терроризировал младших ребят, приказывая отдавать ему все имеющиеся деньги. Однако под давлением инспектора по делам несовершеннолетних и родителей восьмиклассник признался в вымогательстве, раскаялся и даже разрыдался.
«Грешат» вымогательствами и учащиеся старших курсов средних учебных заведений. В сентябре прошлого года в Улан-Удэ студенты вымогали у первокурсника деньги. Они откровенно требовали у него пять тысяч рублей. Происшествие удалось выявить благодаря операции «Антирэкет».