Сегодня Верховный суд Бурятии начал рассматривать спор прокуратуры с Хуралом и главой Бурятии из-за нового закона о самоволках.
Как ранее сообщал «Байкал-Daily», в 2014 году Народный Хурал Бурятии принял закон, по которому самоволки, построенные в Бурятии до 2001 года, можно узаконить. Прокуратура оспорила закон во всех судах России, но он устоял. Верховный Суд Российской Федерации согласился, что право определять категории жителей, получающих участки в собственность бесплатно, Бурятия имеет по закону. Законодатели республики пошли дальше и в ноябре 2015 года приняли следующий закон, разрешающий узаконить и те самоволки, которые были построены до конца 2010 года.
Именно этот закон по иску прокуратуры сегодня оспаривается в Верховном суде Бурятии. Народный Хурал и глава республики выступают по делу соответчиками.
Как следует из иска прокуратуры, положения закона противоречат нормам гражданского кодекса. Строительство зданий возможно лишь лицами, которые законно владеют землёй. А фактически захватившим землю и построившим дома гражданам законодателем дана однозначная оценка. Это самовольная постройка, и её последствие - снос. Как отметила прокурор, «попытки изменить эти нормы ГК предпринимались, но закон остался неизменным».
Представитель прокуратуры также отметила, административный кодекс предусматривает возможность внесудебного сноса самоволок, по инициативе органов местного самоуправления.
- Получение земель предусматривает публичность, открытость, прозрачность и платность. А также добросовестность. За плату и на торгах. А тут не только без торгов, но и без платы, - возмутилась прокурор. - Нарушаются основные начала гражданского и земельного законодательства и конституционный принцип справедливости. Закон поставил получение господдержки в зависимость от совершения противоправных действий.
Она также выразила недовольство, что основанием бесплатного предоставления земли в собственность может быть один техпаспорт на дом. Поскольку дата строительства дома вносится в техпаспорт со слов заявителя. «Может быть со слов внесена любая дата», - показала путь для нарушений прокурор.
По поводу того, что норма «якобы носит социальный характер», прокурор также выразила сомнения, указав что самовольщики далеко не всегда многодетные или малоимущие.
Однако, судья вернула прокуратуру в русло закона, поинтересовавшись, как это противоречит законодательным актам, имеющим большую юридическую силу.
Юрист Народного Хурала с иском прокуратуры не согласилась. Она указала, что Хурал реализовал законное право субъекта Федерации предоставить земельные участки отдельным категориям граждан. И добавила, что в данном случае ссылка на гражданский кодекс не состоятельна, а большую силу имеет земельный, и пояснила довод о социальном характере закона.
- Социальный характер закона в том, что он предоставляет права гражданам, зарегистрированным в этом доме. Последствия несоизмеримы, массовый снос нежели предоставление в бесплатную собственность. Закон является актом гуманного отношения к самовольщикам, - заявила юрист Народного Хурала. - По конституции никто не может быть произвольно лишён жилища.
Принятие закона она назвала «решением проблемы самовольного строительства».
Прокурор парировала, что только за два месяца нового года в Бурятии уже появилось 160 новых самоволок. Она поинтересовалась, «чем лицо, построившее дом в 2009 году отличается от того, что построило в 2015? Тот же самозахват, почему он не сможет узаконить?». В ответ юристы Хурала и главы признали, что «только сроками, в которые возведены дома».
- Да ничем он не отличается. Тогда уже надо будет предъявлять муниципальному земельному контролю, - согласился юрист главы Бурятии. - Потворствует ли узаконению незаконного строительства, трудно сказать. Но льгота предусмотрена, она в компетенции субъекта. Может тогда вообще не надо льгот давать?
Он добавил, что над недопущением новых самоволок должны работать муниципалитеты, и если такое повторится, иски за самоволки будут предъявляться уже им.
Юрист Хурала отметила, что продлять данный закон Хурал не планирует.
Возник и спор вокруг формулировки закона, которую, видимо, каждый будет принимать по своему усмотрению. Документ, который даёт самовольщику основание для узаконения, должен быть то ли получен до 2010 года, толи выдан на основании документов, созданных до 2010 года, то ли сообщать о сведениях, произошедших до 2010 года. Как правильно читать закон, мнения прокуратуры и Хурала разделились, и каждый пытался доказать суду своё.
- Мы трактуем так, что документ должен быть создан до 31 декабря 2010 года. Может быть справка от 2016 года, но написана на основании документов, созданных до 2010 года, - пояснила представитель Хурала и просила в иске прокурора отказать.
Выслушав доводы сторон, судья Верховного суда назначила дату рассмотрения дела. Очевидно, тогда и будет вынесено решение, определяющее дальнейшую судьбу прав самовольщиков в Бурятии.
Елена Буерачная, «Байкал-Daily»