Большая статья о Байкале вышла в недавнем федеральном выпуске «Российской газеты».
«Российская газета» напоминает о проблемах жителей прибайкальских сёл, попавших в Центральную экологическую зону.
- Эта зона, её земли - почти сплошной заповедник, заказники, национальные парки общей численностью больше двадцати. Живут на территории 130 тысяч человек в 159 населенных пунктах. Граница ЦЭЗ совпадает с границей участка Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал». А согласно нашему обширному «байкальскому» законодательству на этой земле много чего нельзя, ибо, грубо говоря, на нее распространяется статус водоохранной территории да плюс особый статус участка Всемирного природного наследия «Озеро Байкал», которым он стал в 1996 году по решению ЮНЕСКО. К слову, чтобы протянуть по этой территории линию электроснабжения, от районной высоковольтки к деревенской «стодвадцатке», требуется добрая сотня согласований и разрешений, - рассказал Амирхан Амирханов, заместитель руководителя Росприроднадзора.
Местные жители стали заложниками ситуации и не могут даже продать свой участок земли, на котором он живёт по наследству, если тот участок расположен на территории ЦЭЗ Байкала.
«Суды теперь выясняют, где права Байкала, а где законные права граждан, живущих на его берегах. Хотя их интересы должны совпадать. По идее. Как и неукоснительный рост благосостояния», - приходит к выводу «Российская газета»
Держат за поплавков?
Отдельно упоминается критическая тенденция снижения численности байкальских осетров. Раньше осетр вырастал до почти двухметрового (1,8 м) роста и весил около 130 кг. Теперь же он находится в Красной книге: в 2000-х годах хорошо, если удавалось выловить в Селенге всего две половозрелые пары, чтобы получить от них икру для Гусиноозерского рыборазводного завода.
В государственном докладе по Байкалу за 2006 год (десять лет назад) зафиксирован вот такой итог:
... «несмотря на многолетний запрет и проводимые мероприятия по искусственному воспроизводству, не наблюдается заметного увеличения запасов байкальского осетра. Основная причина - браконьерский вылов как производителей, так и разновозрастной молоди. (Что это означает на практике? Скажем, при ловле омуля в сети попадаются осетрята. По закону, рыбаки тут же должны выпустить осетров в Байкал. Не выпускают. –Р.Г.). Заметное снижение по сравнению с 2002-2003 гг. количества подрощенных в 2005-2006 гг. молоди осетра обусловлено значительным снижением планового задания... В 2006 году на экспериментальном Селенгинском омулево-осетровом рыбоводном заводе (ЭСРЗ) на инкубацию заложено 1 млн 210 тысяч штук икры байкальского осетра, подрощено и выпущено в Селенгу 601,4 млн. шт. молоди. В отличие от 2005 года, вся икра и практически вся молодь осетра были получены от самок, выловленных в реке Селенге. От производителей маточного стада, содержащихся в садках на Гусиноозерском осетровом рыбоводном хозяйстве, использующем теплые воды ГРЭС, была получена перегретая икра, не пригодная к воспроизводству... Год пропал зря. Дальнейшее наращивание объемов выпуска молоди осетра и достижение проектных мощностей ЭСРЗ в 2 млн штук подрощенной молоди возможно после реконструкции завода».
То, что мы сегодня делаем неправильно, не по науке, завтра обернется провалом или кризисом.
2015 год. Государственный доклад по Байкалу за 2014 год, то есть десять лет спустя:
«Для получения оплодотворенной икры в 2014 году использовалась 81 самка (в 2013-м - 62), выращенные в Гусиноозерском осетровом рыбоводном хозяйстве ФГБУ «Байкалрыбвод», а также выловленная в реке Селенге, одна «дикая» самка весом 70 кг; самцы - только из маточного стада... Получено и выпущено в реку Селенгу 1 млн 361,25 тыс. штук молоди осетра навеской (весом) 1,2 - 3,0 гр. (в 2013 году 1161,1 тыс.штук молоди осетра той же навеской). Кроме того, в реку Баргузин выпущено 32,25 тыс. штук (в 2013 году - 40 тыс. штук), в реку Верхняя Ангара 16,5 тыс. штук таких же мальков.
Какой же вывод по осетру, бедной царской рыбе делают авторы доклада, с 90-х годов обещая нам... «вот достроим, вот достигнем проектной мощности, вот...?»
«Наращивание объемов выпуска молоди осетра и достижение проектной мощности Селенгинского экспериментального рыбоводного завода 2,0 млн штук подрощенной молоди возможно лишь после завершения реконструкции Селенгинского рыбоводного завода, предусмотренной мероприятием N 40... Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы».
Они что, за поплавков нас держат: клюнули - не клюнули?
«В 2014 году выявлено 2864 нарушения правил рыболовства и сохранения водных ресурсов (в 2013 году - 3389) на Байкале. Интересно, какая доля в этих числах приходится на царственного осетра? Или уже не считают, ибо прыгают от радости до потолка, если 1 (одна) осетриха наконец попалась, чтобы облагодетельствовать будущих браконьеров. Нынче и власть ставит вопрос (интересно, перед кем): до каких же пор и Байкал, и реки, и рыбоводные заводы будут работать на браконьера за счет государственных субсидий, если уже всем известно, что добыча некоторых видов рыб браконьерами превышает вылов артельных рыбаков? И известно это было еще десять лет назад», - отмечает издание.
Всерьез об экологическом кризисе
Освещает «РГ» и проблему заболевания байкальских губок – фильтров воды
Олег Тимошкин, зав. лабораторией биологии водных беспозвоночных Лимнологического института СО РАН, доктор биологических наук, предупреждал еще два года назад:
- В 2013-2014 гг. в масштабах мелководной зоны практически всего Байкала нами выявлено поражение либо гибель корковых, глобульных и ветвистых форм эндемичных байкальских губок. Это событие очень быстро прогрессировало последние 2-3 года. Известно, что губки во многом определяют чистоту прибрежной байкальской воды, являются основными фильтраторами воды в мелководной зоне. Поэтому это явление может очень негативно сказаться на экологии прибрежной зоны.
Тогда же ученые ЛИНа, сообщал Тимошкин, впервые выявили, что наиболее распространенное заболевание губок сопряжено с массовым развитием сине-зеленых водорослей, занесенных в Байкал и окрестные озера в прошлом веке. Уже установлено: некоторые представители сине-зеленых способны продуцировать токсины.
«Эндемичные байкальские губки, чья роль в фильтрации байкальской природной воды незаменима, на 90 процентов поражены опасным токсином. Прибавьте сюда продолжающееся распространение нехарактерной для Байкала водоросли спирогира - вот вам и рукотворный экологический кризис, в котором оказался нынче Байкал», - приходит к выводу «РГ».
Кто - хуже?
Напоминает издание и про катастрофу на озере Котокельское, ближайшем соседе Байкала, информацию о которой «сдерживают официальные лица». Озеро, напомним, закрыто с 2009 года в связи с «гафской болезнью» и токсичностью воды.
«Если говорить честно и прямо, это ведь преступная халатность по исполнению своих служебных обязанностей соответствующих бурятских чиновников довела озеро Котокельское до кризисного экологического состояния. Им бы надобно гордиться, что природа подарила такие чуда - озеро Байкал и Котокельское. И впору соревноваться, кто сработает лучше, а у них вышло как всегда - кто хуже?» - сообщает «РГ».
«Творец выбрал для этого озера самое благодатное место на берегу Байкала: юго-восточное побережье, которое опоясывает хорошая автодорога, песчаные пляжи, речушки, питающие водоем, изобилие жизни, включая рыб. И рукой подать до славного моря - вот оно, за горбатым перешейком. Еще в прошлые времена на его берегах начали гнездиться дикие орды туристов, для которых никакие экологические законы не писаны. И, пожалуй, с Котокеля началось коммерческое освоение берегов озера. Туристические поселки Черемушки, Котокель, Исток, Ярцы, база отдыха «Сосновый бор» и другие безымянные пристанища опоясали светлое озеро, не имеющее приличной его сану канализации, ни одного комплекса очистных сооружений. Поселок Гремячинск с юга, на берегу Байкала, поселок Турка с севера, тоже на берегу Байкала, не в силах переработать отходы собственной цивилизации, не то чтобы взять на себя котокельскую нагрузку.
В этом благодатном местечке Байкала все брошено на создание достойных условий для отдыха VIP-персон, а не для туристов. Некоторые товарищи додумались одевать в гранит набережную Байкала, чтобы как в Ялте. Или в Сочи», - отмечает «РГ».
Берег левый, берег правый
Чтобы остановить процесс размыва берега на правобережном участке водохранилища Иркутской ГЭС, где был возведён коттеджный посёлок, в федеральные расходы (ФЦП по Байкалу) закладывается 9 миллиардов 757,5 млн рублей.
«То, что мы сегодня делаем неправильно, не по науке, завтра обернется провалом или кризисом. Обязательно. Во сколько обойдется этот кризис? И кому?» - продолжает «РГ».
Завершается статья обращением:
«Всем хозяйствующим субъектам на байкальской природной территории нужен курс ликбеза: что такое Байкал и условия его нормальной плодотворной жизни. И как «Отче наш» детям, вдолбить им в головы незыблемые истины:
Байкал - это уникальный живой природный комплекс больших и малых систем, которые только все вместе и создают условия для образования лучшей в мире питьевой воды; всякое вмешательство человека в эти процессы чревато рискованными последствиями. Ибо реальное предназначение Байкала - производство именно такой воды в количестве 60 кубических километров в год для всего человечества, которое уже испытывает острый ее дефицит.
При этом не надо забывать, что в озеро фильтруется с окрестных территорий в виде притока подземных вод 3,12 кубического километра влаги ежегодно. Оно может вобрать в себя все, что зовется отходами человеческой деятельности. Ученые предполагают, что и таким путем в Байкал способна проникнуть нечисть и заразить его токсинами. В качестве реального примера называют озеро Котокель.
Если вам кто-то скажет, что природа всемогуща, что со временем все рассосется само собой, не принимайте на веру. Рассосется-то, может, и рассосется, только в какую сторону?»