В правительстве Бурятии обсудили проблемы Байкала и его жителей. В частности, на встрече главы с учёными поднималась тема водоохранной воды Байкала.
Как сообщал «Байкал-Daily», после расширения правительством России водоохранной зоны Байкала, жители прибрежных районов неустанно пытаются добиться его отмены. Распоряжение, в частности, запрещает строительство в прибрежных посёлках новых кладбищ, дорог и даже просто покупки участков для местного населения у муниципалитета. В прошлом году больше 270 человек получили отказы в регистрации от республиканского управления Росреестра.
Напомним, территорию водоохранной зоны Байкала увеличили в сотни раз, и сейчас она доходит до нескольких десятков километров от береговой черты. В водоохранную зону в итоге попали десятки населённых пунктов, в которых просто нельзя жить, не нарушая требования законов.
Чтобы отменить данное распоряжение правительства, жители Бурятии собирали тысячи подписей президенту, и сейчас вопрос отмены распоряжения обсуждается на уровне минприроды России.
На вчерашнем заседании у главы с критикой такого подхода выступил авторитетный учёный, директор «Бурятского региональное объединения по Байкалу» Сергей Шапхаев. Он предложил вернуть водоохранную зону к отметке 200 метров от берега. Отметим, большинство учёных и общественников сегодня заявляют, что водоохранную зону (имеющую значительные ограничения) нужно установить в 500 метров от берега, как и у всех пресных водоёмов России.
Однако Сергей Шапхаев пояснил своё предложение: «даже на этой полосе навести порядок будет очень сложно».
- Вы посмотрите, что делается в Горячинске? Там вовсю строят турбазы и вырубают лес. И никаких запретов на сплошные рубки там никто не предъявляет. Дорогами там всё исполосовано, машины выезжают прямо в 10 метрах от Байкала десятками в выходные дни. Никто за этим не следит. Дай Бог в двухсотметровой зоне навести порядок. Столько денег истрачено на разработки границ водоохранной зоны, и потом почему-то взяли и совместили. Это конечно головотяпство, - высказался учёный. - Но я бы хотел обратить внимание, что отказ в регистрации права собственности на землю граждан никакого отношения к водоохранной зоне не имеет.
Учёный пояснил присутствующим, что отказ в регистрации прав местных жителей на землю продиктован не распоряжением правительства, а статьёй 27 земельного кодекса России. Норма появилась ещё в 2001 году, однако, по словам учёного, просто не применялась.
- Раздали земельные участки кому надо было. А сейчас воспользовались появлением 368 распоряжения и натравили население на минприроду. И минприроды теперь должно расхлёбывать то, что написано в статье 27 земельного кодекса. Не имеет никакого отношения водоохранная зона к этому ограничению регистрации прав. Надо со статьёй земельного кодекса разбираться. Даже если водоохранную зону отменят, никто вам участки регистрировать не будет, потому что статья 27 будет продолжать работать, - выразил уверенность учёный. - Я это Маргарите Антоновне (Магомедовой, министр имущества Бурятии. Прим. Ред.) пытался объяснить на протяжении получаса, когда она трясла перед моим носом всякими судебными решениями. Где, кстати, было написано: сначала статья 27 кодекса, а потом ссылка на это несчастное 368 распоряжение правительства, - рассказал Сергей Шапхаев.
- Тогда что, признавать несостоятельными все сделки и вернуть все налоги? - поинтересовалась одна из присутствующих представителей районов.
- Может где-то и надо, отменить сделки, - согласился учёный.
После короткой перепалки некоторые присутствующие подтвердили, что запреты были спровоцированы вышеуказанным распоряжении правительства. Особо отстаивать его ключевую роль никто не стал. Стремление добиваться его отмены оставили в силе.
Правда, представитель Общественной палаты Евгений Кислов всё же внёс предложение для Народного Хурала. В палате также считают, что Народному Хуралу следует выйти с инициативой, чтобы попытаться внести определённые изменения в Земельный кодекс России.