- Эти самолеты были разных модификаций. Были боевые, как обыкновенный бомбардировщик, были учебно-тренировочные со спаренной кабиной. Были самолеты фоторазведки, были самолеты-буксировщики, которые таскали за собой мишени, - рассказал заместитель главного конструктора ОКБ «Сухой» Владимир Мокрицкий.
В середине 50-х Ил-28 - основная ударная сила советской фронтовой авиации. Участвовал во всех локальных конфликтах. Каждый из этих самолетов мог нести ядерное вооружение, поэтому сколько точно было изготовлено таких машин, до сих пор военная тайна. Одно известно точно: как минимум, каждый четвертый из этих бойцов в небе был иркутской сборки - в СССР Ил-28 выпускался на четырех заводах, в том числе и в Иркутске. Двигатели этого самолета оригинальные, еще «роллс-ройсовские», из чего специалисты делают вывод - самолет из первых серий, да и бортовой номер у него недаром «01».
В 60-е руководство страны сделало ставку на ракеты. Самолеты, даже не выработавшие свой ресурс, пошли «под нож». Этот «Ил», возможно, последний в семействе. Иркутским авиаторам его подарил Самарский аэрокосмический институт. На шести грузовиках «Ильюшин» двинулся в свой последний перегон. В восстановлении крылатой легенды принимал участие весь авиазавод. Искали чертежи полувековой давности, изготавливали недостающие детали.
- Привезли сюда, этот самолет посмотрели на него, а он весь в компонентах. Фрагменты самолета, отдельно оперение, фюзеляж разрезан на две части, крыло на три каждое. И все это в изуродованном, грязном состоянии, - сообщил инженер по научно-технической информации корпорации «Иркут» Сергей Дишин.
Теперь самолет поставлен на вечную стоянку. Сейчас специалисты устанавливают, где и когда была изготовлена эта машина, сообщают «Вести.Иркутск».