Накануне, 28 октября, комиссия антимонопольной службы рассмотрела жалобу зоозащитников на управление ветеринарии по Бурятии.
Как сообщал «Байкал-Daily», зоозащитники подали жалобу на новый госконтракт по отлову собак в Улан-Удэ из-за сроков содержания отловленных собак от момента помещения в питомник до усыпления. По контракту этот срок составляет 3 и 7 дней, по мнению зоозащитников должен быть не менее 6 месяцев. В своей жалобе заявители ссылались на нарушение норм Гражданского кодекса РФ и требовали отменить закупку.
Управление ветеринарии с доводами заявителя не согласилось.
- В техзадании к контракту установлены законы и подзаконные акты. Законом Бурятии введено понятие «одичавшие». Порядок признания одичавшими установлен правительством. Закон рассматривали все шесть комитетов Народного Хурала совместно с правовым управлением и при участии прокуратуры, - заявила начальник отдела кадрового и правового обеспечения управления ветеринарии Альбина Екимова. - По закону республики, одичавшие домашние животные, не востребованные физическими лицами, подлежат усыплению.
Юрист признала, что вопросы эвтаназии животных в стране не до конца урегулированы и предусматривают только меры, направленные на профилактику бешенства.
Однако это не уменьшает число исков к исполнительной власти от пострадавших.
- У нас огромный поток исков и судебных заседаний, - сообщила Альбина Екимова. - Обращаются лица, пострадавшие от укусов и нападений безнадзорных животных. От укусов чаще страдают женщины и дети. Вчера подверглась нападению престарелая женщина. Пострадавшие подают иски с заключениями врачей, после укусов дети страдают длительными заболеваниями. Иски к правительству, к минфину, к комбинату по благоустройству - исполнителю контракта. Есть иск на 300 тысяч, ребёнок длительное время болеет энурезом. Граждане обращаются за взысканием материального и морального ущерба. одичавшие домашние животные опасны не только как источник травм и бешенства, но и как источник заболеваний, в том числе токсоплазмоза.
Как сообщила юрист, по данным Роспотребнадзора в 2012 году в Бурятии было зарегистрировано 4,3 тысяч укусов собак, в 2013 и 2014 годах цифры были сопоставимы. За 8 месяцев 2015 года произошло 1695 случаев нападений.
- Поскольку ноябрь и декабрь - это брачный период животных, отмена контракта может привести к обострению социальной напряжённости, - заключила юрист и попросила комиссию признать жалобу необоснованной.
Руководитель республиканского УФАС Елизавета Потапова напомнила, что жалоба подана в антимонопольный орган и попросила заявителей уточнить, в какой части контракт не соответствует 44 закону.
В ответ сопредседатель РОО «Зоозащитники Бурятии» Наталья Филиппова сообщила, что региональные УФАС «как орган стоящий на страже закона» уже отменяли подобные контракты в других регионах. Зоозащита настаивала, что техзадание конкурса и республиканский закон противоречат федеральному кодексу.
- Если акт не отменён, разработчик им вправе руководствоваться, - напомнила Елизавета Потапова. - Если вы говорите, что нарушено законодательство в сфере ветеринарии, то вам надо в прокуратуру обратиться, ветеринарное законодательство вне полномочий комиссии.
Недовольные короткой жизнью собак после отлова зоозащитники объяснили свои мотивы материальной ценностью собак. Они предположили, что по конкурсу могут усыплять дорогостоящих породистых питомцев.
- К нам без конца звонят люди. Мы отправляем к вам на Ботаническую. У кого потерялся лабрадор у кого что. Собака – это тоже ценность, - напомнила Наталья Филиппова.
Однако, как пояснили представители Управления ветеринарии, чипированное домашнее животное по контракту не усыпляется. Эвтаназии подлежат безнадзорные и одичавшие собаки. А при наличии чипа или ошейника исполнитель обязан найти хозяев, вернуть питомца и взыскать затраты на отлов и прочие процедуры. А сроки содержания, установленные контрактом, определяются для одичавших животных.
- Внимательно читайте Гражданский кодекс. Там не только про тех, у кого бирка, говорится, - попыталась возразить юрист зоозащиты.
- К чипированным применяются нормы ГК. Предметом торгов являются одичавшие безнадзорные домашние животные. Поскольку такой нормы в ГК нет, закон и подзаконные акты в Бурятии её установили, - пояснила руководитель УФАС.
После этого зоозащитники Бурятии решили сменить тактику и заявили сначала о необоснованности количества безнадзорных собак в контракте, а затем о необоснованности цен на отлов и его неэффективности.
- То, что выросло количество животных - это итог политики, которую проводит управление ветеринарии. Вместо отлова агрессивных животных они отмывают деньги. Мы пишем в прокуратуру и требуем пресечь. 63 миллиона за 6 лет потрачено, а животных всё больше. Вы знаете, откуда эти цифры? Они столько собак поймали в 2013 году, полгода держали, а потом отпустили, - возмутилась зоозащитник. - Зачем их тогда было отпускать?
- Мы с вами прекрасно знаем, что ниоткуда бюджетный рубль не нарисуется, - обратилась Елизавета Потапова к Наталье Филипповой. - Так что давайте определимся, какие требования 44-го закона нарушены. Они говорят, что не нарушают ГК, если животное домашнее.
Доказательств заявлениям о завышенных ценах и численности собак, а также о коррупции, у зоозащитников не нашлось. К тому же, юрист управления ветеринарии уточнила, что ведомство занимается данным вопросом только с 1 июля 2014 года. Новых доводов у сторон не возникло.
После недолгого совещания комиссия УФАС признала жалобу зоозащитников не обоснованной.