Такое мнение высказал на Гражданском форуме Бурятии председатель комиссии по экологии и природопользованию Общественной палаты республики, завлабораторией Геологического института Сибирского отделения РАН Евгений Кислов.
- Главным образом, это касается торфа и сапропели, которые могут использоваться как органические удобрения, - сказал он.
По его словам, торф мог бы стать очень востребованным видом удобрения для аграриев республики, так как «животноводство и растениеводство Бурятии не может обеспечить должный уровень гумуса в почве».
Ценные удобрения в водоохранной зоне
В Бурятии разведано 118 месторождений торфа - по объемам запасов это 112 млн тонн, считает Кислов.
- В 1981-1987 годах добыча торфа велась в Баргузинском , Кабанском, Северо-Байкальском, а также в Тункинском районах. Сейчас большая часть этих месторождений находится в прибрежной зоне. С введением водоохранной зоны до 80 км вглубь берега стало невозможным разрабатывать их для общих нужд, - пояснил он.
Еще один вид полезных ископаемых, который мог бы активно использоваться аграриями региона, но сейчас не добывается - это сапропель, органо-минеральные донные илистые отложения, содержащие от 10 до 60 процентов органических веществ, значительное число микроэлементов.
- В Бурятии во многих районах есть 27 таких месторождений, суммарные запасы составляют 11 млн тонн. Треть этого - в прибрежной зоне, в Баргузинском районе. Здесь расположено Южное лебяжье месторождение сапропели с запасами около 3 млн тонн, его разработка также не осуществляется, - отметил ученый.
История вопроса
Границы водоохранной зоны озера Байкал были установлены правительством РФ в марте этого года. Теперь они практически совпадают с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории. По мнению местных жителей, общественности, некоторых политиков Бурятии, эти изменения на законодательном уровне привели к ограничению прав людей, проживающих около озера, в том числе в части хозяйственной деятельности.
В начале октября люди обратились с коллективным письмом в минприроды РФ. Там гражданам ответили, что «установленные распоряжением правительства РФ от 5 марта 2015 года границы водоохранной зоны Байкала не влияют на ограничение прав местных жителей».
В ответном письме замминистра природных ресурсов России Семен Леви сообщил жителям Бурятии, что «режим водоохраной зоны не устанавливает запрет на земле- водо- и иное природопользование, в том числе и на оборот земельных участков, расположенных на таких территориях».
При этом представитель МПР указал но то, что в границах водоохранных зон «допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов», но они должны быть оснащены современными очистными сооружениями, сообщает ТАСС.