В Северной столице насчитывается примерно 30 тысяч человек, исповедующих буддизм, а в целом в России последователей этой конфессии не более 1% от всего населения. Это число можно считать условным, поскольку буддизм не требует отказа от других религий и обязательного посещения храма.
В буддизме при всей его аскетичности есть очень зрелищные традиции и ритуалы: например, рисование мандал (орнаментов из цветного песка) или предновогодний ритуал Дугжууба с сожжением символичных фигурок из теста в священном костре. Все это на Северо-Западе Европы можно увидеть лишь в одном месте – в петербургском дацане Гунзэчойнэй, которому в 2015 году исполняется 100 лет.
Построенный в начале XX века, этот храм хранит немало ценностей, среди которых фигура Стоящего Будды и уникальные витражи по эскизам Николая Рериха.
В день 100-летия освящения дацана SPB.AIF.RU рассказывает, как проходило строительство храма и какая участь постигла его в советские годы.
Храм для двухсот буддистов
До революции 1917 года в России действовали 35 дацанов (32 из них в Забайкальской области, 2 в Иркутской губернии и один в Петербурге), к XXI столетию из них сохранились около 30. Несмотря на то что петербургский храм расположен вдали от буддийских центров – Бурятии, Тывы и Алтая, - съезжаются в него со всей страны.
История буддизма в России берет свое начало в XVII веке, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, согласно которому буддизм был признан одной из религий в Российской империи на государственном уровне. Спустя 23 года Екатерина Великая учредила должность Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Таким образом она приравняла буддизм к официальным религиям, а в ответ на это бурятские ламы назвали ее воплощением Белой Тары (бодхисатвы, то есть просветленного существа, исполненного мудрости) на земле.
Буддизм получил наибольшее распространение в Тыве и Забайкалье, где к началу XX века действовало более 40 дацанов и 140 малых храмов. В имперской столице первый и последний дацан заложили в 1909 году, хотя буддисты здесь имелись еще в петровские времена – волжские калмыки в числе прочих возводили город. Особого внимания они к себе не привлекали.
А в переписи населения 1869 года в Петербурге отмечен только один буддист, назвавшийся разночинцем. К 1897 году их было уже 75, в 1910 году – 184, причем по большей части это были все те же калмыки или буряты. Примерно в это же время зашла речь о строительстве дацана в городе – хлопотал об этом российский представитель Далай-ламы III Агван Доржиев.
Комитет востоковедов
Разрешение на строительство храма Доржиев получил, добившись встречи с императором Николаем II в 1900 году. Однако для верующих свои двери дацан открыл лишь через 15 лет.
Участок для строительства был получен в 1909 году – тогда это была дальняя окраина города. За 2940 квадратных метров земли на Старой Деревне Доржиев заплатил 18 тысяч рублей. Управлял строительством целый комитет востоковедов, в составе которого были Василий Радлов, Сергей Ольденбург, Эспер Ухтомский и Николай Рерих. Последний участвовал не только в научном руководстве, но и приложил руку к художественному оформлению храма. Созданные по эскизам Рериха витражи с изображением девяти буддийских драгоценностей считаются одной из уникальных черт этого храма.
Проект дацана разрабатывал архитектор Гавриил Барановский – автор зданий магазина братьев Елисеевых и Русского географического общества в Петербурге. Строили его по канонам тибетской архитектуры. Половину средств на работы пожертвовал Далай-лама XIII, часть – Агван Доржиев, а остальное собрали у верующих Бурятии и Калмыкии. Храм стал одной из самых дорогих буддийских построек в Европе – вместо традиционного кирпича здесь использовали колотый гранит.
Работы заняли шесть лет, но первую службу здесь провели уже на четвертый год строительства в честь 300-летия дома Романовых.
Безмятежный год и репрессии
Освящение дацана прошло 24 августа 1915 года. Первым настоятелем стал все тот же лама Агван Лобсан Доржиев, вложивший в это дело столько трудов.
Согласно документам того времени, в год открытия храма в Санкт-Петербурге проживало чуть более 150 буддистов – буряты и калмыки Сибири и Поволжья. К ним можно прибавить приезжих из Китая, Японии и Сиама.
Однако период спокойной работы для дацана был недолгим – уже в 1916 году регулярные службы здесь прекратились, а монахи эвакуировались из Петрограда. Пришедший в запустение храм был разграблен в 1919 году и пять лет простоял пустой и разоренный. Только в 1924 году богослужения возобновились, чтобы вновь прерваться в 1935-м, когда борьба с религией в СССР захватила и буддистов. Кровавый 1937 год в истории дацана отмечен ночной облавой, во время которой сотрудники НКВД арестовали монахов и востоковедов, которые не успели его покинуть. Печальный удел ждал основателя храма 85-летнего Агвана Доржиева – его арестовали, после чего он выдержал только один допрос и скончался в 1938 году в тюремной больнице Улан-Удэ.
Физкульт-дацан
В советское время, как многие церкви, дацан был переоборудован под вполне мирские учреждения: физкультурную базу, военную радиостанцию и лабораторию Зоологического института АН СССР.
В 1939 году Даниил Храмс писал в повести «Старуха»: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море».
Буддистам храм вернули только в 1990 году решением Ленгорсовета. Год спустя он получил свое нынешнее имя Гунзэчойнэй («Источник святого учения Будды, сострадающего ко всем»). В 1994 году в главном алтаре была установлена статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле (из папье-маше, покрытого сусальным золотом). Высота туловища Будды вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 метров. В 2003 году в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды», однако полностью восстановить храмовый комплекс после советского периода до сих пор не удалось.
Как отмечают 100-летие
Празднование векового юбилея дацана растянулось на целый год, а основная часть программы пришлась на конец сентября – начало октября. Центральным событием стала историко-художественная выставка, которая пройдет с 28 сентября по 28 ноября в Петропавловской крепости. Там в Инженерном доме ламы Дуйнхор дацана (Бурятия) возведут песочную мандалу – изображение дворца божества – Бодхисаттвы милосердия и сострадания Авалокитешвары. Впервые в Петербурге мандала будет находиться в неизменном состоянии два месяца, а ее разбор состоится в конце ноября.
В рамках празднования также пройдет Международная научно-практическая конференция «Буддийская традиция в Санкт-Петербурге. К 100-летию Дацана Гунзэчойнэй» и будет выпущена памятная медаль, посвященная Санкт-Петербургскому буддийскому храму.
В юбилейный год продолжается реставрация дацана – осенью приступят к третьему этапу работ и до 10 декабря отреставрируют фасады здания.