На данный момент здание детдома стоит на балансе министерства социальной защиты населения республики. Последние семеро воспитанников уже закончили 9 классов и будут в дальнейшем продолжать обучение в районном центре Бичуре.
- Сейчас они находятся на Шумаке, проходят «тропу мужества» по нашему спецпроекту. И когда они вернутся, то будут с сентября получать специальность. С ними сейчас проводится постинтернатная работа до 23 лет. А что касается здания, сегодня этот вопрос решается, - сообщила пресс-секретарь минсоцзащиты Бурятии Юлия Лыгденова.
Чтобы решить судьбу здания, вчера в селе провели собрание вместе с жителями, куда приехали бывшие воспитанники, уполномоченный по правам ребенка Татьяна Вежевич и сотрудники министерства.
- Сход села прошел в доброй обстановке, большая часть населения конечно «за», что помещение не будет пустовать. Ну, а против были те, кто там работали и до пенсии не доработали. Я там тоже работала, нас было около 56 человек, и большая часть ушли под сокращение. В три этапа были сокращения с 2013 года. А дети уже всё, они в Бичуре, - говорит сотрудник администрации села Юлия Панькова.
По словам главы администрации села Ивана Воронцова, здание в данный момент не соответствует требованиям, каким должен быть детдом. А также требует значительного ремонта. Поэтому и отдают постройки «первым попавшимся».
- Взять 60-е года, когда число воспитанников доходило до 150, и сейчас - это совсем другое время. Сегодня те требования к зданию никак не подходят. Поставили две душевые кабинки, а сама система водосброса не справляется. И получается у них там наводнение. К тому же, сейчас у нас реконструкция с кочегаркой подошла. И так получилось, что теперь она будет отдельно, переносится, и детдом остается без отопления. А если им ставить кочегарку, то это нужно сколько миллионов, - говорит Иван Воронцов. - Раньше была центральная котельная, она была в километре от школы, а по пути детский дом. А теперь, чтобы ее отремонтировать, нужны миллионы.
По словам главы поселка, никто из коммерсантов здание брать не хочет – не выгодно. А представители церкви предложили не только создать тут монастырь, но и сделать нормальную автономную котельную. Поэтому и встал вопрос о передаче здания на баланс Бурятской митрополии.
- Это была не наша инициатива, а самого поселения. Детские дома сейчас расформировывают, потому что создают приемные семьи. И вообще идет такая тенденция, что детских домов вообще скоро не будет. Буквально вчера был сход села, и они обратились к нам с просьбой принять на свой баланс это помещение, и в дальнейшем организовать там что-то типа монастыря, может быть. Нашей инициативы здесь никакой не было, это было решение минсозащиты и схода села, - прокомментировала руководитель пресс-службы Бурятской митрополии Марина Алисова.
Как оказалось, в селе Малый Куналей сегодня никаких религиозных сооружений нет вообще. Поэтому немало людей отнеслись положительно к инициативе, заявляют сельские власти. К тому же сельчане не хотят, чтобы пустующее здание в центре села в будущем стало «бельмом на глазу».
Ситуацией с детским домом занимается и детский омбудсмен Бурятии Татьяна Вежевич. Она призывает рассмотреть также другие варианты, помимо захода сюда религиозного учреждения.
- Моя позиция, как уполномоченного, чтобы в случае решения о закрытии детского дома, все имущество было передано Бичурскому детскому центру как преемнику. Это подсобное хозяйство и лагерь труда и отдыха. Это большие площади в живописном месте, покосы, огороды, теплицы и 18 голов скота. И для меня очень важно, чтобы это все было передано в село Бичура, потому что там находятся дети-сироты, чтобы они могли использовать это хозяйство, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, - заявила уполномоченный по правам ребенка в Бурятии.
В данный момент вопрос о передаче детского дома остается открытым. Ведь существует и другая сторона проблемы – по законодательству РФ, сегодня церковь отделена от государства. Поэтому отдать так просто республиканское здание не получится.
По словам Татьяны Вежевич, существует пока два варианта развития событий – либо детдом закрывается в связи с тем, что туда требуются большие капитальные вложения, либо республика находит средства для его восстановления и ремонта. А для этого нужно провести комиссию, чтобы оценить, сколько вложений требует здание.
- Было вынесено решение обратиться к главе республики, чтобы создать правительственную комиссию – рабочую группу, в которую войдут экономисты, финансисты, строители, представители минсоцзащиты, администрации района, для того, чтобы дать реальную оценку состояния детского дома, чтобы решить его судьбу, - заявила Татьяна Вежевич. - В первую очередь надо рассмотреть варианты, что здание может существовать как детский дом, как учреждение дополнительного образования, детский сад или что угодно. Сначала надо посмотреть, каким образом государство может использовать это республиканское имущество.
Мария Токмакова, «Байкал-Daily»