В КС указывают, что запрет на демонстрацию символов, схожих с экстремистскими, направлен на противодействие нацизму и фашизму, а также «действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне».
Как сообщает «NEWSru.com», определение было вынесено судом по результатам рассмотрения жалобы, с которой в инстанцию обратился гражданин РФ, сообщает портал «Право.ру». Он участвовал в качестве заинтересованного лица в судебном процессе о признании экстремистскими материалов о духовной практике Фалуньгун.
В эмблеме Фалуньгун присутствует значок, похожий на свастику, однако отличается от нее углом наклона, а также тем, что лучи повернуты в другую сторону, в отличие от нацистского символа.
Дело рассматривалось в 2011 году в Краснодарском крае, в результате материалы были признаны экстремистскими.
Это уже не первая жалоба по данному вопросу. Ранее нормы закона в суде пытался оспорить еще один россиянин, который указывал, что свастика «в традициях различных народов имеет значение, которое не связано с нацистской идеологией». Однако КС в ноябре прошлого года отклонил его жалобу, писала ранее «Фонтанка.ру».
- Использование нацистской атрибутики, равно как и атрибутики, сходной с нацистской до степени смешения - безотносительно к ее генезису, - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, - отметили судьи. - В документе подчеркивалось, что запрет на свастику помогает добиться «недопущения проявлений фашизма в любой форме» и «предотвращения деятельности фашистских организаций».
Между тем, по буддийскому словарю, размещённому на сайте Санкт-Петербургского дацана, свастика с древнеиндийского означает благоденствие, процветание. Свастика представляет собой крест с загнутыми ветвями, направленными по или против часовой стрелки. Символ вечного круговращения Вселенной. В буддизме — символ закона Будды, которому подвластно все сущее. Свастика часто изображается на груди будд и бодхисаттв, вписывается в отпечаток стопы Будды, выступает в сочетании со многими другими буддийскими символами, изображается на воротах храмов, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах, на предметах бытового назначения.
Напомним, в апреле 2013 года за буддийскую свастику вступались члены Общественной палаты РФ, когда обсуждали законопроект «О недопустимости действий по реабилитации нацизма».
Член ОП Георгий Федоров в целом одобрил инициативу, однако отметил, что необходимо тщательно проработать механизм работы этого законопроекта, в частности, вопрос, связанный с ответственностью за демонстрацию свастики.
- В Бурятии, где я был, например, к этому символу совершенно отдельное отношение — в буддизме данное изображение никак не связано с нацизмом. Иными словами, здесь надо серьезно проработать вопрос и классифицировать, что является нацистской символикой, а что к ней не относится, - отметил он.