По идее, многодетные семьи в Бурятии вообще не должны испытывать трудностей с получением земли под строительство. Такие идут первыми во всех очередях: к примеру, в Кабанском районе признают, что перестали выделять участки всем остальным категориям, лишь бы «закрыть» многодетных. Обусловлена такая забота не только соответствующими законами, но и «майским указом» президента Путина. Не выполнить его республика не может, оттого во всех районах и взялись рьяно за проблему.
Как отметила сегодня на «круглом столе» в Народном Хурале министр имущественных и земельных отношений Бурятии Маргарита Магомедова, вопрос с землёй в целом снят по всей республике. По состоянию на 1 апреля свои участки получили более 2,7 тысяч семей.
Положительную статистику портит один лишь Улан-Удэ. «Большая часть очередников находится именно на территории города», - отметила Маргарита Магомедова.
Свободных участков в самом городе катастрофически не хватает. Проблема усугубляется тем, что по закону земля должна выделяться, обеспеченной инфраструктурой – светом, водой и дорогой. Финансировалось всё это ранее в пропорции: 20% - республиканский бюджет, 80% - районный. В итоге дошло до того, что, к примеру, Тарбагатайский район вовсе отказался от своей республиканской субсидии, заявив, что не имеет денег на софинансирование. Недавно, впрочем, тяжесть финансирования районов была уменьшена до 50%.
Все трудности вкупе и привели к тому, что Улан-Удэ оказался аутсайдером по выделению земли льготникам. Под давлением «путинского» указа участки для многодетных семей были-таки найдены: на самой окраине, вроде 120-х, 130, 130а кварталов. На данный момент администрация Улан-Удэ подготовила 550 участков для передачи многодетным.
Однако в целом процесс всё ещё идёт крайне медленно. Как оценил заместитель председателя Народного Хурала Владимир Павлов, если работа будет продолжаться теми же темпами, понадобится 50 лет, чтобы решить проблему.
В числе кардинальных мер, способных переломить ситуацию, в последнее время всё чаще вновь звучит расширение границ Улан-Удэ. Известен скепсис прошлого руководства города: Геннадий Айдаев считал, что у пригородных районов нет подходящей земли.
- Иволгинский район распределил практически всё. В сторону Тарбагатая расти – это значит уходить в лес по Спиртзаводской трассе. Надо такие сети тянуть, что мы никак не осилим. В сторону Заиграева расти – а куда расти? Разве что в сторону Эрхирика, но там образовали ДНТ. Все ДНТ вплотную приступили к городу, окружили нас, - говорил экс-мэр города.
Сегодня, впрочем, вопрос расширения границ звучал как едва ли единственное спасение. Владимир Павлов заявил, что места, к примеру, в Заиграевском районе «достаточно».
- Иволгу можно включить в черту города. Эту работу правительство достаточно скрупулёзно решала, причём решал сам глава республики. И ему оказалось трудно, но он всё равно сдвинул проблему с места, - заявил Владимир Павлов. – Это на западе, извиняюсь, каждый кустик оплёван, а у нас территория большая и люди не понимают, почему, имея такую территорию, мы не можем землю отдать.
Более того, Владимир Павлов оптимистично заявил, что в расширении границ столицы Бурятии наконец-то «есть сдвиг». И теперь, люди стоящие в очереди на бесплатный участок, не будут ждать пять-шесть лет, а должны получить его максимум через два-три года.
Такой же оптимизм в марте проявляла и министр земельных отношений Маргарита Магомедова, уверенно заявившая, что Заиграевский район готов передать Улан-Удэ два сельских поселения – Дабата и Эрхирик. И якобы соответствующие письма район уже направил для проработки в мэрию столицы. Однако, как выяснил «Номер один», в администрации сельского поселения Дабатуйского, в состав которого входят «передаваемые» сёла, вообще не знали о такой мере.
- Мы узнали об этом из новостей, - заявили в администрации поселения. – Никаких сельских сходов у нас не было, никаких официальных документов от районной администрации к нам не приходило.
И как известно, другие пригородные районы – Иволгинский и Тарбагатайский – ранее ни разу не проявили желания отдать свои земли городу. Исключением является пригородный посёлок Сотниково, готовый хоть завтра перейти в ведение Улан-Удэ. Однако столице он не нужен – земли свободной там уже нет, и, соответственно, никакого интереса, тоже.