Вопрос о газификации Бурятии, озвученный впервые несколько лет назад, был поднят журналистами во время визита в Улан-Удэ полномочного представителя президента в СФО Виктора Толоконского.
Как сообщал «Байкал-Daily», газификация Бурятии планируется в три этапа. Первый из них связан с поставками сжиженного углеводородного газа, второй – с сжиженным природным газом. Строительство газопровода намечено в схеме только на третьем этапе, ориентировочно в сроки от 2015 до 2020 годов.
При этом власти Бурятии не раз поднимали тему ускорения строительства газопровода. В частности, прорабатывался вариант начала строительства газопровода параллельно с подачей сжиженного газа. Это существенно могло бы сдвинуть сроки прихода в республику сетевого газа.
Виктор Толоконский подчеркнул: газификация сибирских регионов – задача крайне сложная. Связано это с огромными расходами на инфраструктуру, сам газопровод, систему газораспредительных и газонасосных станций.
- Ещё совсем недавно никто на просторах Сибири особо эту задачу не ставил. У нас газификации нет в Красноярском крае, нет и в Иркутской области, и во многих других. Но газификация, конечно нужна, нужна всем регионам. Основной прирост добычи природного газа будет идти как раз в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Уже не на тюменском севере, чтоб тянуть оттуда, а вот здесь газ появится – на территории Иркутской области, Якутии, Красноярского края. Это будут основные провинции нового развития по добыче углеводорода, - отметил Виктор Толоконский.
По его оценке, эти месторождения газа отличаются по своему качеству от западносибирских. Газ из Восточной Сибири сложнее будет перегонять на большие расстояния, требуется более глубокая его переработка.
- Но тем не менее все равно развитие такой большой провинции неизбежно повлечет в стратегии строительство газопровода в другие регионы, и даже в другие страны. Поэтому совершенно очевидно, что в стратегических перспективах какая-то часть Бурятии получает природный газ за счет прокладки магистралей, - отметил Толоконский.
Как заявил полпред президента, надеяться на близкие сроки прихода сетевого газа в республику не стоит: «Сказать что это быстрая перспектива, не могу. Думаю это вопрос десятилетия. Через десять лет более-менее реалистично».
- Вряд ли можно говорить о всех территории, потому что потребителей там просто нет. Но в каких-то основных местах расселения это возможно, - добавил Виктор Толоконский.
Проблемы, препятствующие проведению газификации Бурятии, известны. Это высокая стоимость сжиженного газа, а также отсутствие целенаправленной государственной политики по газификации восточных регионов. Одно время даже звучали опасения, что «Газпром» сочтёт газификацию Бурятию слишком нерентабельной, а переход на газ – невыгодным для самого населения. В итоге, опасались в республике, правительство и вовсе поставит крест на программе газификации.
- Если сейчас представить, как гипотезу, как научную фантазию, что появляется газопровод перед Улан-Удэ. Газ пришёл, но стоимость газа будет очень высокой. Поэтому, чтобы нам сделать реалистичное газопотребление, не просто надо будет дать деньги на строительство инфраструктуры, нужно развить потребление. Поэтому это не просто должна быть газификация ТЭЦ и газификация жилого сектора, это должен быть какой-нибудь завод по сжижению, чтобы сделать какую-то большую добавленную стоимость. Чтобы этот газ шел в Китай, в Монголию и чтобы мы эту цены разбрасывали на большое количество потребителей, - подчеркнул Толоконский.
В конце марта министра транспорта Бурятии Сергей Козлов вновь поднял вопрос ускорения газификации перед «Газпромом». Также Козлов предложил обсудить необходимость прохождения магистрального газопровода по густонаселенным территориям Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Призвал он и актуализировать генеральную схему газоснабжения и газификации Бурятии.