Часто бывающие в Иркутске улан-удэнцы обратили внимание на то, что на некоторых маршрутах людей продолжают перевозить «Истаны». Причем, как выяснилось, на законных основаниях.
- Официального запрета на эксплуатацию таких маршруток к нам не приходило. Большинство местных перевозчиков сами сменили «Истаны» на более вместительные и большие автобусы, - пояснили ИА «БайкалМедиаКонсалтинг» в отделе транспорта и связи комитета администрации Иркутска. - Им самим так выгодно, никто не заставлял.
Иркутские чиновники сообщили о нескольких «Истанах», работающих, впрочем, на «небольших маршрутах», например, в пригородные поселки. Добавим, что большую часть транспорта на дорогах города составляют муниципальные автобусы большой вместимости, которые, к слову, многие иркутяне предпочитают тесным микроавтобусам.
Отметим, значительная доля муниципальных машин помогла иркутским властям избежать проблем с повышением цены на проезд. Она осталась на уровне 12 рублей, за которые улан-удэнцы ездили еще в 2010 году. Как сообщала «Комсомольская правда», в декабре иркутские маршрутчики попробовали выйти на забастовку, требуя повысить оплату за проезд до 25 рублей. Но забастовка оказалась неудачной, и цена осталась прежней.
Между тем, в Улан-Удэ цены на проезд в общественном транспорте растут с завидной регулярностью. Маршрутчики, кстати, объясняли повышение необходимостью закупить новые машины – взамен «Истан», которые и оказались под запретом с первого января 2014 года. Причем запрет, по слухам, был объявлен федеральным, а оказался республиканским. Что и удивило улан-удэнцев.
После первого января каждый маршрут, как и обещалось, проверяли на наличие запрещенных машин, и грозили крупными штрафами как маршрутчику, так и его организации. Однако до штрафов не дошло, водители оказались «законопослушными»; некоторые успевали «сходить с маршрута» до приезда чиновников.
Уход «Истан» проходил болезненно – люди, возмущенные часовыми ожиданиями на остановках, собирались идти на митинги, высказывали неодобрение в социальных сетях. Впрочем, и доля южнокорейских микроавтобусов на маршрутах была солидной – как сообщалось, после нового года число маршруток уменьшилось с 1800 до 1200. Решить проблему призваны 100 новых автобусов, которые, по словам чиновников, должны быть закуплены в ближайшее время.
Добавим, в соседнем Забайкалье «Истаны» также не пользуются популярностью. И задумались об этом сами перевозчики. Еще в 2011 году в местном профсоюзе автомобилистов заявляли, что «будущее за автотранспортными средствами средней вместимости класса «Фиат Дукато», «Форд Транзит».
В профильной структуре «Байкал-Daily» пояснили, что лицензии «Истанам» не выдают уже давно.
- До июня 2013 года последняя, - уточнили в управлении автодорожного надзора по Забайкальскому краю. - Сейчас не выдаем, потому что они не соответствуют типу транспортного средства для перевозки пассажиров.
Собеседник добавил, что и машин на маршрутах «в принципе, достаточно».