По данным госдоклада минприроды о состоянии Байкала, за 2011 года Бурятию и Иркутскую область посетило 1,3 миллиона человек, в том числе 75,4 тысячи зарубежных туристов. При этом в Приангарье турпоток увеличился на 0,7 процента, или 5,4 тысячи человек и составил 750 тысяч туристов. Другая ситуация в Бурятии – в 2011 году республику посетило на 50 тысяч человек больше, чем годом ранее. Количество туристов выросло с 505,4 до 553-х тысяч туристов.
Разнятся и расходы регионов на строительство особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Напомним, в Бурятии – это «Байкальская гавань» в Прибайкальском районе, в Иркутской области – «Ворота Байкала», в Слюдянском районе. В первом случае с начала строительства из федерального и местного бюджета вложено 3,2 миллиарда рублей, во втором – 132 миллиона.
Отметим, ранее опережение Бурятии признавал и губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. Он заявлял, что республика вырвалась вперёд в плане создания ОЭЗ.
- Это тот самый случай, когда нам надо обмениваться опытом, - заявлял губернатор.
Подобные опасения высказывали и иркутские туроператоры. Они отмечали, что в республике в направление туризма вкладываются большие деньги, и развитие турбизнеса и турзоны «Байкальская гавань» идёт усиленными темпами. В целом же иркутские эксперты в сфере туризма уже с 2010 года считают, что область отстаёт от Бурятии. Порядка 70-ти процентов туристов выбирают отдых на Байкале в Бурятии, а не в Иркутской области, считает директор Сибирского института планирования и развития туризма, член Общественной палаты Иркутской области Олег Данилин.
- В Бурятии для развития туристской инфраструктуры создают все условия, а здесь – нет. Таким образом, у нас в области негде отдыхать не только туристам, но и местным жителям, – подчеркивал он в интервеью ИА Телеинформ.
Между тем, как сообщает RATA-News, Иркутская область и Бурятия ищут возможности для совместного продвижения туристического потенциала озера Байкал. Возможно, уже ближайшей весной оба региона выступят единым фронтом, объединив свои стенды на ключевых выставочных мероприятиях в России и за рубежом.
Принципиальных противников у этой инициативы нет. Туристические власти на обоих берегах Байкала также выступают «за» такое объединение.
Одобряя саму идею, представители турбизнеса подчеркивают: главное – договориться об условиях, которые устроят всех.
Коммерческий директор компании «Спутник-Бурятия» Андрей Измайлов считает, что о взаимовыгодных условиях нужно договариваться «на берегу».
- До последнего времени складывалась такая обстановка, что Иркутск, в силу того, что он более продвинут с туристической точки зрения, брал инициативу на себя, и Бурятия становилась частью его маршрутов и планов, – пояснил он. – За разговорами об объединении может, к сожалению, стоять чье-то желание выйти на наш рынок. Многие турфирмы Иркутска и сейчас самостоятельно формируют продукт в Бурятии, не особо реагируя на бизнес, который существует здесь. Конечно, это конкуренция, и сюда также приходят и московские, и питерские фирмы. Но каждый регион заинтересован в том, чтобы налоги платили на его территории. А поскольку деньги регионального бюджета – это, в том числе, и наши налоги, мы бы хотели, чтобы интересы местного турбизнеса были защищены. Возможно, моя точка зрения устарела. Но я на протяжении 20 лет наблюдал, что здесь происходило, и считаю, что нормальные взаимоотношения, без обид, могут строиться только на паритетных началах. Иначе через какое-то время кто-то скажет, что его используют.
По мнению Андрея Измайлова, план совместного продвижения власти должны вырабатывать совместно с региональным турбизнесом: деньги одного региона не должны тратиться на то, чтобы поддержать другой.
Финансовый вопрос – один из ключевых в теме совместного продвижения. Но возможности региональных бюджетов неравные, и сравнение не в пользу Бурятии. Но при желании, уверены эксперты, можно организовать единый стенд пропорционально возможностям каждого или хотя бы попробовать для начала встать рядом. Этот шаг, по мнению экспертов от власти, поможет сформировать у туристов и агентов, которые продают туры на Байкал, полноценное представление о направлении, что, в свою очередь, будет способствовать росту турпотока в оба региона, приведет к снижению влияния сезонности, послужит формированию оптимальной ценовой политики, повышению уровня сервиса и появлению новых турпродуктов.