Как сообщал «Байкал-Daily», в Закаменском районе Бурятии зреет бунт против китайской компании «МТК-Дженькей», планирующей аренду крупных участков леса на 49 лет, а также строительство лесопильного комплекса.
Своим мнением по данному поводу поделился кандидат экономических наук Александр Васильев. Приводим комментарий эксперта дословно:
«Сейчас начали бурно обсуждать прошлогоднюю информацию о проекте по заготовке и переработке леса компанией «Дженькей».
Эта информация для тех, кто хочет всё же понять, о чём идёт речь, а уже потом делать выводы. Никаких своих выводов я никому не предлагаю, без знания упомянутого проекта их у меня быть не может. Но надеюсь, что то о чём написал, пригодится искренне заинтересованным людям, желающим отстаивать интересы села, района, республики в реальности, а не заниматься тиражированием глупостей в сети.
Так можно ли вести заготовки леса в Бурятии?
Расчётная лесосека для Бурятии, то есть тот объём древесины, который может вырубаться при правильной организации работ, без негативных последствий для экологии, составляет 10 млн кубометров в год. Цифра звучала многократно, степень её научной обоснованности комментировать не могу, не знаю.
Объём заготовленной древесины, как помнится, за 2012-2015 годы составил 2,1 - 2,2 млн кубометров ежегодно.
В советское время объём древостоя, отводимого под рубки, в год составлял по 7 миллионов кубометров и более. При этом значительная его часть уходила в порубочные остатки и просто уничтожалась (и даже бросалась).
Вывозка древесины составляла, тысяч кубических метров:
1940 год - 3017
1950 год - 3700
1960 год - 5500
1970 год - 5462
1980 год - 5629
1990 год – 4034
По данным Байкальской комплексной экспедиции Института географии АН СССР (1967 г.), по Бурятии в 1965 г. были выполнены рубки в древостоях запасом 7 млн. кубометров, а заготовлено и вывезено лишь 5,1 млн. кубометров деловой древесины. Остальное ушло в порубочные остатки.
На долю ПО «Забайкаллес» в разные периоды приходилось от 60 до 80% заготовленной древесины.
Про тот же Китай: например, в 1965 г. из 1221,2 тыс. кубов деловой древесины комбинат «Забайкаллес» отгрузил в Китай 203 тыс. м куб.
Условия для полного использования древостоя и глубокой переработки леса в республике созданы так и не были. Основным видом вывозимой древесины всегда был круглый лес. Наряду с ним вывозились пиловочник, рудничная стойка, пиломатериалы, шпалы, телеграфные столбы, тарный кряж, судостроительный лес. Не использовалась основная масса порубочных остатков: пни, сучья, вершинник, опилки, объём которых исчислялся в сотнях тысяч кубометров. Эти отходы являются ценным сырьем для лесохимии, которой в республике тоже никогда не было. Введение в строй СЦКК проблему не решало.
То есть сегодня в Республике лесозаготовка в разы меньше и необходимого, и возможного объёмов. А значит проблема не в рубке как таковой. Проблема в том, где ведут рубки и как их ведут.
Варварские рубки
Можно, конечно, впасть в амнезию и подобно некоторым тоже заявлять, что их де в советские времена не было. Были. И наши, местные постоянно допускали перерубы на участках, отведённых в центральных, удобных районах заготовок, и недорубы на отдалённых и труднодоступных участках. Ещё более дикими были заготовители из братских республик. Многие должны ещё это помнить.
В начале 1960-х гг. после выхода какого-то союзного постановления в Бурятии появились первые самозаготовители (!) из союзных республик, которые вели вырубку леса в нарушении всех правил.
Осознавая критичность ситуации для наших лесов в 1965 г. Бурятский обком КПСС обращался в ЦК КПСС и Совет Министров с просьбой о прекращении такой практики. Однако Москва игнорировала это обращение, и самозаготовители продолжили вырубку леса с еще большей интенсивностью. Только в центральной части республики переруб составил в 1964 г. 275 тысяч кубометров леса, 1965 г. – 280, в 1966 г. – 282 тысячи кубометров. Тогда, чтобы уберечь от рубки кедровники, Совет Министров Бурятской АССР передал леса Бичурского, Кяхтинского и Мухоршибирского районов госпромхозу «Чикойский» (Васильев Василий Сократович. История развития лесной промышленности бурятии. 1953-1991 гг. С.80.)
И не могу не заметить ещё одно обстоятельство. До сего времени никаких проектов с китайскими инвесторами по заготовке леса власть на территории Бурятии не реализовывала. Весь этот бордельеро, всё это варварство, весь этот наносимый рубками ущерб экологии – дело рук (и умов) наших собственных сограждан.
О чём договариваться?
Инвесторы в лесную промышленность Бурятии крайне необходимы. Главное в этом вопросе – какие требования должны быть соблюдены при заключении инвестиционных соглашений. В любом случае это должен быть проект по глубокой переработке древесины.
В отношении лесосеки должны быть предусмотрены и детально прописаны: Строительство лесовозных дорог, вывоз с лесосек порубочных отходов, рубка с охранением молодняка и подроста, меры по недопущению эрозии почв на местах вырубок, и особенно – лесовосстановление. Лесовосстановление должно быть также чётко прописано: посевы и посадки леса, закладка лесных питомников, заготовка семян, в общем всё, вплоть до показателей минимального уровня приживаемости высаженных культур. В 1970 – 1980 годах площади лесовосстановленния в разные годы составляли от 20 до 34 тысяч га.
В советское время действовал запрет на рубки в горных защитных лесах на склонах крутизной свыше 20 градусов, запрет на рубки почвозащитных и водоохранных лесов, леса курортного значения и заповедников вовсе исключались из эксплуатации.
В отношении производства (переработки) соглашениями должны быть предусмотрены и детально прописаны обязательства по месту размещения предприятия, планируемые ассортимент продукции и объёмы производства, планируемая выручка от реализации продукции, планируемые объёмы налоговых поступлений (по уровням бюджетной системы), характеристики применяемых в производстве технологий и особенно – показатели экологической безопасности.
В отношении занятости должны быть предусмотрены и прописаны с максимально возможной точностью количества создаваемых рабочих мест с их разбивкой на АУП, производственный и вспомогательный персонал лесозаготовительного производства, производственный и вспомогательный персонал перерабатывающего производства, обязательства инвестора по заработной плате и соцпакету и т.д.
Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов
Введение в практику заключения подобных соглашений начато с 2007 года. Чтобы его заключить, инвестпроект должен быть включен в так называемый «Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».
Тем, кто хочет разобраться с этой темой рекомендую найти Приказ Минпромторга России и Минсельхоза России Об утверждении Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Много инфы можно найти и на www.lesonline.ru
Кратко: для того чтобы проект был признан приоритетным, он должен соответствовать ряду критериев. Основные из них: инновационность, комплексность переработки древесины, экологичность. Проекты, включенные в перечень, затрагивают все сферы производства лесного комплекса: лесозаготовка, лесопиление, плитное производство, целлюлозно-бумажное производство, домостроение, производство мебели».
Целью создания приоритетных инвестиционных проектов заявлено улучшение инвестиционной привлекательности лесного сектора России за счёт преференций и льгот. Так, например, для инвесторов, планирующих к реализации в лесном секторе наиболее актуальные и инновационные проекты стоимостью не менее 300 млн. рублей, Постановление устанавливает приоритет в предоставлении лесных участков В АРЕНДУ ДО 49 ЛЕТ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА, а также сниженную вдвое ставку платы за лесные ресурсы.
Кроме того, в рамках этих программ инвесторы должны получать региональные льготы (отсрочка уплаты налогов, предоставление субсидий из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию целей инвестиционных проектов, выделение участков под строительство объектов). Будут ли даны какие-то льготы из этого перечня – зависит от Правительства региона. В принципе, могут и не давать.
Могу только добавить, что на практике реализации подобного проекта в Бурятии, увы, не было.
Источники цифр: Народное хозяйство Бурятской АССР в десятой пятилетке (1976-1980 гг.) Стат. сб. Улан-Удэ, 1981, с. 30,31; народное хозяйство Бурятской АССР в одиннадцатой пятилетке. 1981-1985 гг. Стат. сб. Улан-Удэ, 1986, с. 24, 25; Бурятии 70 лет. Стат.сб. Улан-Удэ, 1993, с. 150.