Росрыболовство введёт полный запрет на вылов байкальского омуля (семейство лососевых) с 2017 по 2019 годы. Однако для восполнения запаса этого вида рыбы может потребоваться больше времени. Об этом ТАСС сообщил глава Росрыболовства Илья Шестаков.
- На самом деле, три года - это такой срок больше мониторинговых наблюдений. Наука нам говорит, что в целом нам необходимо будет до пяти лет, если действительно мы увидим, что запас так сильно подорван - практически придется восстанавливать заново, - сказал он.
Запрет коснётся не только промышленной добычи омуля, но и любительского рыболовства. Исключение составит только рыболовство в научно-исследовательских целях и для аквакультуры, искусственного восстановления популяции.
Процедура введения запрета займет ещё около 2,5 месяцев, которые потребуются для проведения общественных обсуждений.
Росрыболовство подготовило программу, связанную с восстановлением запаса байкальского омуля. Ведомство выделило дополнительные средства на рыбоохрану и воспроизводство. На протяжении всего запрета ведомство будет проводить мониторинг ситуации с популяцией омуля. «Мы сможем понять, восстановился этот запас или нет», - отметил он.
По словам Шестакова, ситуация с байкальским омулем очень непростая. «Во время путины, когда мы проводили мероприятия связанные с закладкой икры для осуществления воспроизводства, то действительно мы практически по крупицам собирали материал. По сути дела, действительно, заход на нерест рыбы очень низкий. Если не ввести запрет, то мы попросту можем потерять весь этот запас в течение трех лет. Ничего страшного в этом нет, запрет вводился в Советском Союзе», - рассказал он.
Из-за ряда природных и антропогенных факторов общая биомасса омуля за последние 15 лет снизилась в два раза - до 10 тысяч тонн. При этом, по данным Росрыболовства, вылов в 2015 году непосредственно в озере Байкал сократился на 30% - до 536 тонн омуля, это почти в 2 раза меньше, чем в 2013 году.
Как сообщал «Байкал-Daily», ещё в конце 2015 года Росрыболовство предполагало полностью запретить вылов омуля на 5 лет. Однако этот запрет вызвал бурю негодования в Бурятии, так как на территории республики работают три рыбзавода. Кроме того, для жителей прибайкальских территорий этот вид промысла в целях пропитания является фактически основным.
Ещё весной в Бурятии и Иркутской области прошли общественные слушания о рекомендуемых объемах допустимого улова омуля. Результаты слушаний показали, что жители прибрежных районов категорически не согласны с вероятными объёмами добычи на 2017 год. По словам мэра Ольхонского района, «местные жители будут ловить и нарушать закон, несмотря на запреты», так как для многих это единственное средство к существованию.
Впрочем, в конце осени стало известно - запрет на добычу омуля всё-таки будет введён, сроком на три года.
Против введения запрета категорически высказался иркутский депутат Госдумы Михаил Щапов. Он предложил хотя бы перенести срок запрета на год, чтобы дать Бурятии и Иркутской области возможность подготовиться и разработать комплекс мер по поддержке рыболовов. По его подсчётам, омуль даёт заработать 15 тысячам людей, живущим на берегу Байкала.
Представители Бурятии публичными заявлениями по поводу запрета пока не отметились.
Между тем, ранее министр природных ресурсов Сергей Донской заверял журналистов, что запрет на ловлю омуля в Байкале распространится только на промышленность, и не отразится на любителях рыбалки. Как видим из последнего заявления Росрыболовства, скорее всего, табу на лов коснётся всё-таки и рыбаков-любителей.