Поспешным и плохо проработанным назвал депутат Госдумы РФ от Иркутской области Михаил Щапов решение о грядущем запрете вылова омуля на Байкале, которое может лишить средств к существованию более 15 тысяч жителей прибрежных районов. Чтобы этого избежать, депутат предлагает перенести срок запрета на год и дать Иркутской области и Бурятии возможность подготовиться и разработать комплекс мер по поддержке рыболовов. Соответствующее письмо Михаил Щапов направил в министерство сельского хозяйство, сообщает пресс-служба депутата.
Михаил Щапов так прокомментировал ситуацию:
«На личном приёме в минувшую пятницу ко мне обратились жители Ольхонского района Иркутской области. Люди рассказали о своих опасениях лишиться законного заработка после запрета на лов омуля. Я знаю, что в Ольхонском, Слюдянском районах растёт напряжение — в том числе и потому, что пока нет опубликованного документа о запрете вылова. Только устные заявления.
Байкальский омуль – один из символов Байкала. Его полное исчезновение будет и экологической и экономической катастрофой для региона. По данным министерства сельского хозяйства Иркутской области, в сфере добычи и реализации байкальского омуля только официально зарегистрировано 450 человек. Если говорить о неофициальных подсчётах, то по всему Байкалу вместе с членами семей численность может превысить 15 тысяч.
Я согласен, что в ситуацию с воспроизведением омуля нужно срочно вмешиваться. Но решение ввести запрет на вылов уже с 2017 года выглядит поспешным и плохо проработанным.
Несмотря на то, что тема запрета не один год муссировалась на разных уровнях, социально-экономических расчетов последствий такого шага так и не было сделано. Мы не знаем достоверно насколько ни точной численности занятых в ловле и обороте омуля, ни как запрет отразится на экономике домохозяйств и районов, даже не знаем их хотя бы примерную численность. Рисковать судьбами людей в такой ситуации я считаю неприемлемым.
Поскольку нет расчётов, нет и программы социально-экономической поддержки прибайкальских районов на период запрета вылова. Как я понимаю, эту функцию предлагается взять на себя регионам — Иркутской области и Республике Бурятии. Но решение о запрете принимается на федеральном уровне. При попустительстве федеральных ведомств — сокращении финансирования охранных мер, госзаказа на рыборазведение, научных исследований - ситуация с омулем дошла до нынешнего состояния. А теперь решать проблему хотят за счет жителей региона.
Причем, насколько я понимаю, речь идет только о запрете промышленного лова. То есть пострадают в первую очередь законопослушные предприятия и предприниматели. Браконьеры же всегда были за рамками закона, для них запрет ничего не изменит. Какие меры охраны омуля, кроме удара по легальному бизнесу, предлагает правительство РФ?
Мною направлено обращение в Министерство сельского хозяйства РФ. Мы предлагаем наконец обнародовать документ (или его проект), вводящий запрет на ловлю байкальского омуля, если он еще не принят официально. Хотя бы для того, чтобы пресечь слухи и спекуляции. Также, чтобы прекратить спекуляции относительно причин сокращения количества омуля, мы просим Минсельхоз предоставить результаты исследований, которые стали обоснованием для такого решения.
Самое главное, мы предлагаем отложить запрет на вылов омуля на год. За это время федеральному правительству совместно с правительствами Иркутской области и Республики Бурятии, с муниципалитетами необходимо просчитать социально-экономические последствия запрета и подготовить меры, которые не дадут жителям прибрежных территорий остаться без средств к существованию и не будут толкать на нарушение закона. Одновременно, мы требуем усилить меры рыбоохраны, поскольку без реально работающего механизма выявления и пресечения незаконной ловли никакой официальный запрет не поможет. Со своей стороны, депутаты Госдумы, должны принять ряд поправок к законам, регламентирующим любительскую и спортивную рыбалку.
Мы рассчитываем, что министерство сельского хозяйства прислушается и примет взвешенное решение».
Напомним, о трёхлетнем запрете на вылов омуля с 2017 по 2019 годы стало известно на прошлой неделе. О решении Росрыболовства первым публично заявил иркутский депутат Госдумы Николай Николаев.
Известие повергло в шок жителей прибайкальских районов Бурятии. Вскоре глава минприроды России Сергей Донской пообещал, что запрет не распространится на любительскую и спортивную ловлю. Дозволенные объёмы ловли, впрочем, до сих пор неизвестны.