Для проведения «Национального туристического рейтинга» были выбраны девять критериев: уровень развития туристического бизнеса, оборот туристических услуг, популярность региона у россиян и иностранцев, туристическая уникальность, экологическое «здоровье» региона, криминогенная ситуация, развитость транспортной и социальной инфраструктуры и обеспеченность объектами культуры. Кроме того, учитывалась популярность региона как туристического бренда в интернете, то есть количество запросов в поисковых системах и публикаций на русском и английском языках.
В исследовании учитывались мнения представителей экспертного сообщества – в данном случае специалистов медиа-группы «Отдых в России». В итоге 85 регионов страны разделили на три большие группы, согласно полученным баллам за каждый критерий.
В первую группу вошли 16 регионов, которые набрали в итоге более 590 баллов. Самым привлекательным оказался Краснодарский край с результатом 70,9 баллов. За ним следом Санкт-Петербург и Москва. Почти догнала в рейтинге лидеров новая республика Крым с результатом 59,5 баллов.
К сожалению, несмотря на то, что рядом находится привлекательный для туристов Байкал, Бурятия не вошла в число группы лидеров, а остановилась на 26-м месте в рейтинге. Республике не хватило всего 6 баллов, чтобы получить статус наиболее привлекательной для туристов.
Соседняя Иркутская область набрала и того меньше – всего 41,1 балл и осталась на 36-м месте.
- Байкал называют «жемчужиной» России, но прибайкальские регионы (Иркутская область и Республика Бурятия) обосновались в средней части таблицы, несмотря на колоссальный туристический потенциал. Во многом это связано с удалённостью, не вполне доступными ценами на билеты и – согласно цифрам – непростой криминогенной ситуацией и недостаточно развитой инфраструктурой.
К тому же, озеро Байкал как туристический бренд далеко не всегда ассоциируется у россиян с Иркутской областью или Бурятией. Несмотря на то, что поисковый запрос «отдых на Байкале» — один из самых популярных в сети, россияне гораздо меньше интересуются «отдыхом в Иркутской области», где находится большинство байкальских курортов. Аналогичная ситуация с северокавказскими курортами Домбай и Архыз, которые не всегда ассоциируются с Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией соответственно. По мнению экспертов, для более успешного привлечения инвестиций и туристов местные руководители должны озаботиться продвижением региона в целом – как туристическую зону и как туристический бренд, - пишут исследователи.
Соседний Забайкальский край оказался и вовсе в числе непривлекательных для туризма, заняв 81-ю строчку из 85-ти. Его, как и ещё 19 регионов, составители рейтинга отнесли в третью группу - набравших менее 30 баллов.
- Аутсайдеры рейтинга – это, как правило, регионы, которые только начинают работать над развитием туристического потенциала. Во многих, таких, как Тыва, Калмыкия, Адыгея, при наличии интересной туристической «начинки» нет ориентации на потребителя туристических услуг. Кроме того, в большой своей части регионы третьей группы являются депрессивными: для них характерны невысокий уровень жизни, низкие доходы населения, слабо развитая инфраструктура, говорится в исследований.