В тумане будущего
Основная проблема застройщиков сегодня заключается в том, что они не могут больше опираться на дешевые деньги спекулянтов, и вынуждены все больше кредитоваться в банках, что приводит к удорожанию строительства.
Недавно в Улан-Удэ прошли так называемые ярмарки покупателей, которые были призваны увеличить продажи квартир с участием застройщиков и банков. Покупателей возили по новостройкам и предлагали льготные условия: рассрочку оплаты платежей и различные лотерейные акции. Но в итоге результат оказался провальным. Продать удалось лишь считанные проценты от выставленных квартир.
При этом в жилищной сфере выявилась новая тенденция - дольщики, покупающие жилье для себя на начальных стадиях строительств, все больше придерживают средства, опасаясь задержек с окончанием застройки.
Так, например, при возведении «Бест-плюс» 17-этажного жилого комплекса «Изумрудный» на улице Модогоева заявлялось завершение строительства двух блоков к началу 2016 года, однако представители застройщика говорят, что один блок будет сдан не ранее конца 2016 года, другой планируют сдать лишь к лету 2017-го, а сроки ввода двух оставшихся блоков, похоже, теряются в тумане будущего. Причем, чтобы продать жилье, «Бест-плюс» перешел на строительство в основном 1-2-комнатных квартир, что для элитного жилья в центре города нехарактерно.
Поставить крест на спекуляции
Напомним, что ранее, в 2012-2013 годах, значительную долю продаж «Бест-плюса» формировали инвесторы-спекулянты, покупающие у него жилье на стадии фундамента или даже раньше, и перепродающие после сдачи. Так две высотки - на улице Профсоюзной и возле Центрального рынка - эта компания продала за считанные месяцы, причем по довольно высокой цене - до 55 тысяч рублей за квадратный метр без отделки. Спекулянты рассчитывали, что «наварят» даже на «черновом варианте» как минимум 100 процентов. Но сегодня по таким ценам продать жилье нереально, и инвесторы считают удачей, если им вообще удалось выйти из проекта без убытков. Поэтому если до кризиса цена в 55 тысяч рублей за квадрат в центре Улан-Удэ считалась дешевой, то сегодня - просто неподъемной. Деньги стали дорогими.
«Сегодня квартиры в новостройках если и начинают продаваться, то только тогда, когда дом практически достроен. Никто не хочет на несколько лет заморозить в бетоне собственные деньги или оказаться обманутым дольщиком. Неудивительно, что все больше покупателей снова обращают свои взоры на вторичный рынок жилья…»
Судя по всему, торможение спроса на новостройки - вовсе не в дорогой ипотеке и снижении покупательского спроса. Главная проблема - слом схемы реализации жилья на ранних стадиях по сниженным ценам, когда застройщики получали быстрые деньги и скупали все новые и новые участки, а спекулянты - квартиры для перепродажи. Поскольку застройщики не хотят ронять цены, то на спекулятивных схемах можно поставить крест.
- До 2014 года подобные формы инвестирования были широко распространены, поскольку сектор имел высокую норму доходности. Застройщики могли не занимать эти деньги в банках, а получать их без процентов от дольщиков, сами же инвесторы и спекулянты приобретали жилье по льготным ценам и были защищены от убытков тем, что практически всегда получали защищенный актив - недвижимость, которую в любое время можно было продать подороже. Cегодня же сложилась качественно иная ситуация - доходность упала, а актив превратился в пассив, поскольку цены и продажи упали тоже. Так что пока доходность подобного инвестирования не возрастет, а это как минимум пять лет, застройщикам Бурятии придется рассчитывать или на свои силы, или на заемные средства, - говорит экономический эксперт Алдар Бадмаев.
Встретимся в суде
Причем застройщики попадают в замкнутый круг - если дом плохо продается, то сроки сдачи сдвигаются, а дольщики начинают нервничать и подавать в суд на строителей за просрочку. Вдобавок в Улан-Удэ появился даже целый класс юристов, которые специализируются на подобных исках.
Юристы сегодня, вооружившись обретенными базами покупателей, выходят на них с предложениями посудиться с застройщиками. Обычно речь идет не о слишком крупных суммах - 100-150 тысяч рублей за просрочку ввода дома, из которых пятая часть отходит юристу.
Схема не нова - несколько лет назад она была опробована на строительной компании «Байкалжилстрой», которая несколько задержала сроки ввода жилья в эксплуатацию и столкнулась с массовой подачей исков в суд. После этого компания, понеся потери, отошла от возведения массового жилья.
Сегодня, когда собственных средств и средств дольщиков хронически не хватает, застройщики все чаще обращаются в банки - достраивать уже начатые объекты приходится на заемные средства. В то же время банковский сектор с неохотой кредитует подобные стройки, поскольку риски того, что дом не удастся продать - весьма высоки.
Поэтому сегодня квартиры в новостройках если и начинают продаваться, то только тогда, когда дом практически достроен. Никто не хочет на несколько лет заморозить в бетоне собственные деньги или оказаться обманутым дольщиком. Неудивительно, что все больше покупателей снова обращают свои взоры на вторичный рынок жилья, где рисков практически нет, сообщает «Центральная газета».