Администрация Улан-Удэ объявила на днях сразу восемь аукционов на предоставление кредитов. Начальная цена семи из них составляет 12,5 миллионов рублей, ещё один контракт рассчитан на 15,08 миллионов. Итого Улан-Удэ намерен получить чуть более 102 миллионов рублей.
Предоставленные банками кредиты мэрия намерена пустить на погашение муниципальных кредитных долговых обязательств, а также на финансирование дефицита бюджета города.
Названия банков, с которыми будут заключены договоры, станут известны к концу месяца. Электронный аукцион состоится 27 марта.
Власти города заложили в контрактах несколько выгодных для себя пунктов, вроде возможности досрочного погашения и отсутствия за это платы, а также исключили для комиссии и иные платежи за пользование денежными средствами.
Кредитная кабала
Бюджет-2015, как известно, является крайне сложным и планово-дефицитным. Расходы казны превышают доходы – эта цифра приближается уже к 900 тысячам рублей. Значительные суммы приходится изыскивать во что бы то ни стало на «майские указы» Путина, а налоговые поступления в бюджет на этом фоне снижаются из-за сокращения рабочих мест и снижения деловой активности граждан.
При этом головной болью долгие годы является муниципальный долг, который на конец 2014 года составлял 2,5 миллиарда рублей. Или 80% от всех собственных доходов города. В пересчёте на душу населения это почти 6 тысяч на каждого улан-удэнца.
Улан-Удэ уже давно не может выбраться из кредитной ямы. Практика погашать проценты по прежним кредитам при помощи взятия новых является для властей обыденной. В итоге складывается печальная картина: погашаются проценты, а сами долги остаются практически неизменными: как было в 2010 году 2,4 миллиарда, так к 2015-му сумма и осталась, и даже выросла.
Каких-либо способов разорвать порочный кредитный круг в ближайшей перспективе при условиях жёсткого дефицита не видится.
Некоторое время Улан-Удэ ещё держался, с 2011 по 2013 годы беря кредиты лишь для рефинансирования и оптимизации ранее выданных займов, однако затем, по признанию председателя комитета по финансам Александра Аюшеева, «пришлось открыть шлюзы». Теперь власти вернулись к практике взятия кредитов для восполнения дефицита бюджета. А это означает ещё более сильное увязание в кредитной кабале.
Началось в «нулевых»
Эпопея с банковскими кредитами началась в Улан-Удэ в 2000-х годов. Тогда мэрия впервые взяла крупный кредит на погашение задолженности перед «Бурятэнерго». Причём, что парадоксально, рассчитывался бюджет за неоплаченные счета по электрической и тепловой энергии самих улан-удэнцев. Энергетики получили в итоге выплату задолженности горожан на сумму около 690 миллионов, а Улан-Удэ остался с финансовыми обязательствами перед банками и кредитным хвостом.
Затем была навязанная городу транспортная развязка на Куйбышева – Балтахинова. Бурятии «спустили» из федерального бюджета 540 миллионов. Деньги были переданы целевым способом, исключительно на возведение данного объекта. Республике ничего не оставалось, как передать финансирование городу в виде бюджетного кредита, а тот, в свою очередь, никак не мог отказаться.
Мэрия безуспешно пыталась добиться финансовой помощи от республиканского бюджета при погашении этого долга, угрожая даже тем, что Улан-Удэ поставлен на грань банкротства. С этим долгом город не расплатился до сих пор.
Светлана Инкеева, «Байкал-Daily»