19 мая

18 мая

17 мая

Популярное

Актёр Артур Шувалов: «Театр – это не работа, это смысл жизни»

Актёр Артур Шувалов: «Театр – это не работа, это смысл жизни»
Актёр Русского драмтеатра о новом спектакле, суровом и смешном мире Мартина Макдонаха, Сергее Левицком, театре и о борьбе с раком

Театры, несмотря на то, что пока не могут принимать зрителей, продолжают работать. За закрытыми дверями кипит жизнь, проходят репетиции, готовятся спектакли. В Русском драмтеатре имени Бестужева идут финальные прогоны чёрной комедии «Калека с острова Инишмаан» в постановке режиссёра из Санкт-Петербурга Антона Коваленко.

В центре сюжета – калека Билли, который мечтает вырваться на съёмки фильма «Человек из Арана», созданного на заре Голливуда в 1934 году. Он живет на острове, где единственное его развлечение – разглядывание коров. Среди людей, знающих друг друга, как облупленных. Они ходят в дырявых отрепьях, питаются зеленым горошком, важной новостью считают драку гуся и кошки, а свою страну – дырой. «Калека с острова Инишмаан» – это история о простых людях, задавленных тяжёлым бытом, грузом ответственности и беспросветности. В своём роде все они искалечены духовно, в отличие от калеки Билли, сумевшего внутри себя сохранить чистоту, милосердие и любовь.

Спектакль по пьесе голливудского режиссёра, сценариста и драматурга Мартина Макдонаха, известного фильмами «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», бестужевцы должны были показать ещё в мае, но пандемия внесла свои коррективы.

Одну из ролей в нём – простого ирландского паренька слегка за 30 – исполняет артист Артур Шувалов, знакомый постоянным зрителям по ролям Алеши во «Фронтовичке», Бергутова в «Волках и овцах», Яши в «Вишневом саде», Чванкина в «Смерти Тарелкина» и другими. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о новом спектакле, а успели обсудить пандемию, пятилетие Сергея Левицкого в должности художественного руководителя и рак, с которым боролся артист.

С одной стороны, он очень похож на Шекспира, с другой, на Тарантино

– Артур, расскажи, о спектакле «Калека с острова Инишмаан», кого ты играешь?

– О, я играю Малыша Бобби. Это такой молодой мужчина примерно моего возраста. У него умерла жена от туберкулеза, он сильно пьёт, слегка неуравновешенный, где-то агрессивный, но в душе очень и очень добрый. Он очень любил свою жену, хотя и мог её ударить. В общем, простой парень, островной ирландец.

– Рыжая борода прекрасно подходит.

– Да, поэтому я ее и отращиваю.

– И о чем этот спектакль для тебя?


– О любви, конечно, к людям. Об отношениях между людьми, о том, что все мы думаем, что будем счастливыми где-то там, когда-то потом, но не здесь и не сейчас. Герои называют свой остров дырой и многие мечтают вырваться, но не факт, что там они станут счастливее. Билли, главному герою, удалось уехать не без помощи моего персонажа, вот вопрос, обрел ли он то, что искал...


– У тебя есть любимый фильм у Макдонаха?


– Я смотрел почти все, кроме короткометражки. И больше всего нравится, конечно, «Залечь на дно в Брюгге».

– А финалист Оскара «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»?

– Не знаю, не зашёл.

– Для тебя мир Мартина Макдонаха какой?

– Очень любопытный. С одной стороны, он очень похож на Шекспира, с другой, на Тарантино. Это необъятный, суровый, где-то жестокий, но невероятно остроумный мир. У Макдонаха своеобразный юмор. И неоднозначные герои, вы никогда точно не скажете, что этот 100% отрицательный, а этот положительный.

– Как ты думаешь, почему в России он так популярен, что практически в каждом театре идёт его пьеса?

– Наверное, потому, что какая-то часть менталитета ирландцев схожа с менталитетом русских. Они нам понятны, они тоже простые, где-то грубоватые, честные, справедливые, с душой нараспашку. И тоже пьющий народ, который живёт в непростых северных условиях.

«Я понимал, что в этом сезоне мы уже не выйдем»

– Сдача спектакля состоится без зрителей, это влияет на тебя?

– Нет, я готовлюсь, как к обычной премьере, зрители ведь будут потом. Сложно сказать, что я готовлюсь как-то иначе, ведь, никогда такого не было, чтобы мы показали премьеру без зрителей. Так или иначе, будут коллеги.

– Ты помнишь свои чувства перед тем, как закрыли театр, и все ушли на карантин?


– Мне тогда было совсем не до этого, мысли были заняты другим, тогда я только узнал, что у меня рак. Поэтому было ощущение, закрыли и закрыли. Просто подумал, что это надолго, я понимал, что в этом сезоне мы уже не выйдем.

– Как коронавирус повлиял на твою жизнь?


– Как бы странно это ни звучало, он дал мне время. Тогда Света (актриса Светлана Полянская - прим.автора) была беременна, лежала в больнице, я болел. И если бы мы тогда продолжили работать, я не знаю, как бы я все успевал. А во время пандемии я мог общаться с детьми. Я нашел в этом положительные моменты. Хотя сейчас понимаю, что столько проблем. Мы с друзьями занимаемся бизнесом, смогли кое-как выкарабкаться, а многие предприниматели не смогли, большие финансовые потери. Смотришь, то там магазин закрылся, то там. Когда был в Хабаровске, ко мне приехал таксист на машине в полтора миллиона, и говорит, что бизнес не удержался на плаву, теперь он таксует.

– Чему может научить коронавирус человечество? Извлечем ли мы какие-то уроки?

– Нельзя сказать за всех, ведь каждая страна по-разному реагировала на вирус. Кто-то вводил жесткий карантин, кто-то вообще не вводил. У всех разные возможности в медицине, разный менталитет, разное отношение к пандемии. Сложно обобщить. В России все равно в какой-то момент люди стали игнорировать принципы изоляции. Понятно, устали бояться, мы не такие дисциплинированные, как китайцы. Я же не понаслышке знаю о разных проблемах в здравоохранении, и не секрет, что любой врач 80% своего времени тратит на заполнение бумаг и только 20% на пациента. В наших больницах какая-то квинтэссенция бюрократии. Неправильная какая-то система, и направлена она не на помощь пациенту, а на то, чтобы отчитаться перед страховыми. Только мою карточку за период лечения три раза брали на проверку. И тесты делают не всем. Когда между второй и третьей химиотерапией у меня поднялась температура, врач ко мне пришел со спущенной с лица маской. А перед тем, как прийти ко мне, он еще к десяткам пациентов приходил. Но я не говорю про всех, конечно, много прекрасных специалистов. Нас порой подводит наша русская надежда на «авось».

– Может, после такого коронавирусного урока будет что-то иначе?


– Может, мы, наконец-то, будем больше вкладываться в здравоохранение, образование, науку, а не только в борьбу против захватчиков. Как ни крути, мир в большей степени сплотился против вируса, и это надо использовать, на это делать упор: на знания, а не показывать, у кого какой танк круче.

– Ты идеалист или реалист?


– Я идеалист-реалист.

«Мы театральные «наркоманы»

– А что значит для артиста полгода не выходить на сцену?

– Это… Приведу, сразу говорю, неудачный пример. Как у наркомана начинается ломка, так и у нас, когда мы не выходим на сцену. Мы театральные «наркоманы». У актёра, как бы он ни устал, физически, эмоционально, уже через две недели начнется: «а может, порепетируем?» Театр – это не работа, это смысл жизни. Как можно без зрителя находиться? Не знаю, даже слов нет.

– Какой спектакль ты бы первым показал после перерыва?

– Спектакль, которого в нашем театре нет, про коронавирус. О врачах, о больных, о том, как всё это происходило. Отрефлексировать этот опыт.

– Это важная мысль, что театр должен быть актуальным?

– Конечно, современный театр практически всегда находится в диалоге с тем, что происходит вокруг. Даже если мы ставим Островского, то должны понять, чем он интересен нам сегодняшним. Современный театр про сейчас и про завтра. Суперяркий пример – спектакль «DEJAVU».

– Театр переживает непростые времена, кто-то вообще может усомниться в его жизненной необходимости.

– Слушай, ну, если взять мировую историю, то культура – это один из столпов, на которых держится цивилизация, а театр неотъемлемая часть культуры. Если мы ее вынем, то цивилизация начнет рушиться, мы, конечно, не скатимся в первобытное общество, но без культуры будем некой субстанцией, которая только ест и спит, будем проживать жизнь наподобие механизмов. Без театра не может быть цивилизованного государства. Я не знаю, как другие, а для меня театр – жизненная необходимость. И не потому, что это работа, а потому, что он заставляет меня думать, рефлексировать, реагировать на то, что происходит вокруг.

– А как ты относишься к онлайн-театру?

– Я понимаю, что в нынешних условиях это необходимость, но все-таки отрицательно. Театр – это последний вид живого искусства, когда общение происходит напрямую со зрителем, когда происходит обмен энергией, эмоциями. Я и раньше смотрел спектакли в записи, но буквально по пальцам могу пересчитать работы, которые энергетически пробивают через экран. Есть же кино для этих целей.

– Пять лет назад художественным руководителем театра стал Сергей Левицкий. Что произошло с театром за это время?

– С приходом Левицкого театр расцвёл, появилось движение вперед. Я помню, что еще до того, как он поставил «Фронтовичку», многие молодые артисты сидели на чемоданах, они собирались уезжать. Но он сказал: «Ребята, давайте спектакль сделаем, а потом решите». Он дал нам надежду, что этот театр ещё может быть интересным, современным, актуальным. Понимаешь, Левицкий – лидер, наставник, он сам всегда находится в поиске, сам постоянно развивается, и нас старается развивать. Он локомотив, и тащит нас всех за собой. Вот, смотрите, есть такие театральные формы, вот есть такие имена и такие подходы. Очень многие из нас за годы общения с ним выросли, как личности. Пять лет назад я был другим. Сейчас наша труппа – это неравнодушные, тонко чувствующие, думающие люди с активной гражданской позицией, ответственные, рефлексирующие.

– А с позиции театра?


– И жизнь театра изменилась. У нас за это время было много гастролей, фестивали, мы ежегодно попадаем в лонг-лист «Золотой маски», а это список 100 самых заметных спектаклей России, к нам приезжают критики, отмечают наши достижения. Сейчас для профессионального сообщества мы небезызвестный театр на периферии, а полноправный участник театрального процесса.

– А что он дал городу Улан-Удэ и Бурятии?

– Не секрет, что молодые пачками валят из Бурятии, молодые и креативные, интеллектуальная элита. Левицкий благодаря тому, что делает здесь современный, модный и классный театр, позволяет тем, кто остался, не чувствовать себя в некой культурной резервации. Они не чувствуют себя обделенными современным искусством. Он мирит их с жизнью здесь, дает возможность посмотреть крутой спектакль, за которым не обязательно ехать в Москву. А этот креативный класс, который получает возможность интеллектуального досуга, развивает город. И даже есть москвичи, которые бы очень хотели посмотреть его спектакли, потому что о них говорят. Я точно могу сказать, что наш зритель за период работы Сергея Левицкого помолодел лет на 10-20.

«Ничего, ничего, мы вас вылечим»


– Артур, прости, деликатный вопрос, ты весной боролся с раком, можешь об этом рассказать?

– Я обнаружил опухоль 2 февраля, а 12 уже был на операции. Сначала нашел странную точку, подумал, само пройдет, а потом решил провериться. Врач в частной клинике сделал УЗИ и обнаружил опухоль, она была маленькая, как ниточка, треугольничек, угол которой как раз прощупывался. Сдал на онкомаркеры, они были повышены в 8 раз. Это начальная стадия, чаще у людей, которые обнаруживают опухоль, онкомаркеры повышены раз в сто, когда происходит разрыв оболочки и начинается метастазирование. Слава Богу, я обнаружил так рано. Но так как онкомаркеры продолжали расти, и клетки рака были в крови, мне была назначена химиотерапия. Большое спасибо моим врачам! Интересно, что мой врач из поликлиники узнала меня, а я пришел к ней после первой химии, когда уже потерял волосы, она смотрела наш спектакль «Лунное чудовище», тогда сказала: «ну, ничего, ничего, мы вас вылечим».

– Было ли какое-то переосмысление своей жизни?


– Я прошел четыре курса химиотерапии, и в этом отделении понял, что люди там делятся на тех, кому уже все равно, и тех, кто отчаянно борется за жизнь. При том, что рак-то лечится, его можно победить, с ним можно бороться, его можно остановить. Да, это тяжело, но ты должен жить не только для себя, но и ради других, ради семьи. Онкологическое отделение – эмоционально тяжелое место. Но я старался не унывать, других подбадривать. Лежал со мной мужчина, мы с ним сдружились, старались всем поднять настроение, придумывали клички, шутили, смеялись, подбадривали. И если хоть кому-то облегчили пребывание там, то здорово. Это такие тяжелые процедуры, от которых ты лежишь и встать по несколько дней не можешь, я надеюсь, что хоть чуть-чуть дал им эмоцию и энергию, которая, надеюсь, прибавит сил для того, чтобы бороться.

– Что делает тебя счастливым?

– Многое, улыбки детей, шутки жены, улыбки коллег, аплодисменты зрителей.

– А что не позволяет унывать, где черпаешь свой оптимизм?

– Не знаю, отовсюду, из жизни. И в юморе.

– Тебя узнают на улице?


– Нет, не скажу, что я популярный артист, меня не так часто узнают. Был такой случай, мы едем со Светой в такси, и он обращается: «Вы же в театре работаете?» Я: «Да!». А он: «Нет, не вы, а девушка». А однажды друг приехал из Владивостока, сидим в ресторане. Он спросил о том, узнают ли меня, я естественно, что нет. Тут подходит чувак навеселе: «Я тебя где-то видел...», жмет руку. Через 20 минут подходит другой чувак и говорит: «Мы с девушкой видели ваш спектакль, можно ваш автограф», друг немного в шоке, я ему говорю: «Поверь, никогда такого не было».

– У тебя есть амплуа?


– Сейчас в театре этого уже нет, что кто-то только герой-любовник, а кто-то злодей. Есть фактура, а дальше решает режиссер.

– Но у тебя больше отрицательных, положительных?

– Никогда не думал, можно ли объединить моих героев. Беркутов – положительно-отрицательный, малыш Бобби в «Калеке...» тоже. Но я бы сыграл стопроцентного злодея, суперзлодея. Но не скажу, какого конкретно, потому что в разное время ты хочешь то одного сыграть, то другого.

– А с героями сложно расставаться, с Алешей Груздевым из «Фронтовички» расстался бы?

– Скрепя сердце. Ему по пьесе 16-17 лет. Конечно, тяжело расставаться с ролями, но время идет, мы меняемся, профессия такая, ничего не поделаешь. Мы не становимся с годами моложе. Значит, будет кто-то другой. Но, я побреюсь, буду еще ничего выглядеть, еще сыграю (как всегда смеется – прим.автора).


Юлия Федосова









Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Бурятии единственный министр продолжает  исправно отчитываться о своих доходах
Общество, 19.05.2024
А остальные главы ведомств и все зампреды предпочли их засекретить 
Футбольный клуб «Бурятия» провёл выездной матч в Чите
Общество, 19.05.2024

ФК уступил противнику с минимальным счётом

Часть улан-удэнцев могут навсегда лишиться своих квартир и участков
Общество, 19.05.2024
Объявления с предупреждениями уже начали расклеивать на подъездах многоэтажек
В Бурятии мёртвый посёлок возродят за счёт райцентра
Общество, 19.05.2024
Обезлюдевший Заозёрный сольётся с Гусиноозёрском 
Улан-удэнцев пугают таинственными лжемастерами по ремонту компьютеров
Общество, 19.05.2024
В соцсетях заявили, что они разводят на деньги пенсионеров
История оставшейся без жилья сироты из Бурятии дошла до главного следователя России
Общество, 19.05.2024
Девушка не может дождаться квартиры от государства уже 10 лет
В Улан-Удэ козлу из искусственной травы уселись прямо на голову
Общество, 19.05.2024
Горожане совсем не щадят дорогущие топиарии
В Бурятии предупредили о мошенниках, требующих несуществующий  «налог на СВО»
Общество, 19.05.2024
Все поверившие аферистам рискуют лишиться своих средств
«Сплошная свалка»: Северный посёлок в Бурятии обрастает мусором
Общество, 19.05.2024
Местные жители уже не понимают, за что платят деньги
Бурятию накроют пыльные бури и сильная жара
Общество, 19.05.2024
В республике пообещали +31 градус
В Бурятию неожиданно рванули из-за границы
Общество, 19.05.2024
За два месяца из зарубежных стран в республику приехало более 400 человек
В Бурятии сельчанам приходится объезжать убитую дорогу по полям
Общество, 19.05.2024
На ней валяются огромные булыжники и острые камни
Загрузка...
^