В мае 2010 года принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
В связи с нововведениями и мне, и специалистам минздрава задают много вопросов, просят разъяснений руководители учреждений отрасли и рядовые граждане. Немало сомнений высказывается в СМИ и Интернете. В своем блоге я хотел бы прокомментировать некоторые наиболее часто высказываемые позиции и призвать общественность к их активному обсуждению.
Суть нового закона состоит в предоставлении большей финансово-экономической самостоятельности учреждениям, в возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами.
Основные новеллы закона:
- Государственные (муниципальные) учреждения разделяются на три типа – автономные, бюджетные и казенные;
- Финансовое обеспечение всех типов учреждений осуществляется на основе государственного задания через бюджетные ассигнования в виде субсидий (для автономных и бюджетных) и в виде бюджетной сметы (для казенных);
- Субсидиарная ответственность сохраняется только для казенных учреждений.
Поскольку бюджетные учреждения переводятся со сметного финансирования на субсидии, в рамках субсидии предусмотрено финансовое обеспечение:
- На выполнение госзадания;
- На расходы по содержанию недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
- На уплату налогов;
- На развитие учреждения по мероприятиям, определяемым его учредителем;
Право перевода учреждения на финансирование за счет субсидий будет приниматься главным распорядителем бюджетных средств.
Модель финансирования через субсидии на выполнение госзадания может быть сравнима с моделью нормативного подушевого финансирования, если иметь в виду количественные показатели. И поскольку здравоохранение сегодня работает именно по этой модели, мы практически готовы к формированию бюджетов на основе государственного задания.
Не должно быть проблем переходного периода еще и потому, что у нас существует практика создания автономных учреждений. Ведь принцип финансового обеспечения тот же – государственное задание и субсидия.
Сегодня по принципу автономных учреждений работают республиканская стоматология, студенческая поликлиника, детская больница «Сагаан-Дали», стоматологическая поликлиника № 2. До конца года планируется перевод в автономию Центра Восточной медицины, кожно-венерологического и наркологического диспансеров.
Необходимо отметить, что с первого января 2011 года до первого июля 2012 года устанавливается переходный период.
Важной особенностью нового закона является то, что объемы финансирования госзадания должны быть связаны с показателями качества предоставляемых бесплатных услуг.
Использование показателей качества при определении размера субсидий на госзадание позволит реализовать принцип «стимулирования за качество». Вот это – самая ответственная часть мероприятий по переходу на новую систему финансового обеспечения. Определенные, понятные и прозрачные показатели качества деятельности учреждений здравоохранения – это четкая система, действующая по принципам качества, эффективности и финансовой целесообразности.
Пояснения к некоторым высказываемым сомнениям:
Популистская информация о том, что Закон провоцирует руководителей учреждений здравоохранения к наращиванию объема платных услуг населению за счет сокращения бесплатных услуг, не имеет под собой никакой основы. Объясняю почему. Финансовое обеспечение основных видов деятельности бюджетных учреждений нового типа осуществляется, как и раньше, в полном объеме за счет бюджета, но только не по смете, а путем предоставления субсидий на государственное задание.
При этом в Законе четко указан исчерпывающий перечень случаев, когда бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги – только сверх госзадания и по дополнительным видам деятельности учреждения, не финансируемым по госзаданию. В пределах же госзадания платные услуги можно оказывать только в том случае, если это прямо установлено в законе.
Некоторые руководители опасаются урезания денежного содержания учреждений. Объясняю, что объем оказываемых учреждением медицинских услуг сохранится, при этом размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится, изменится лишь способ доведения денег – не по смете, а через субсидии на госзадание.
Этот раздел блога я готов продолжить, давая разъяснения любых замечаний, сомнений и опасений по поводу нововведений. С особой благодарностью приму конструктивные предложения по теме.
Станет больше самостоятельности, но и ответственности станет больше
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.